Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Симберг, Хуго: биография

Пейзажи

Важное место в творчестве Симберга занимают пейзажи, которые, как правило, не передают реальные черты местности и в этом смысле являются воображаемыми. Цель Симберга — передать ощущение умиротворения природы. В этом отношении наиболее близкий к нему художник северных стран — норвежец Харальд Солберг. Так, полотно «Весенний вечер в ледоход» изображает озеро вблизи Руовеси, но в то же время оно выражает и настроения самого художника. Картина была написана весной 1897 года, сразу после смерти матери Симберга, и цвета намеренно выбраны резко контрастными, сочетание жёлтого и чёрного — это цвета солнца и ночи, в данном случае символизирующие жизнь и смерть. Все детали пейзажа сосредоточены на переднем плане. Возможно, островок с деревьями символизирует переправу на другую, тёмную сторону — в другой мир, а тёмное облако добавляет пейзажу таинственности. Тем самым пейзаж представляет фантастический мир, в котором центральную роль играют образы жизни и смерти.

Росписи собора Иоанна Богослова в Тампере

Одной из основных работ Симберга являются фрески, выполненные (1904—1906) им в кафедральном соборе святого Иоанна в Тампере (архитектор Ларс Сонк). Фрески были заказаны двум художникам-символистам, Симбергу и более старшему Магнусу Энкелю, по рекомендации самого известного на тот момент финского художника, Альберта Эдельфельта. Симбергу и Энкелю была предоставлена полная свобода творчества. Они договорились, что Энкель выполнит росписи алтарной части, а Симберг — всей остальной церкви.

В главном куполе собора Симберг на красном фоне изобразил змею с яблоком во рту, окружённую оперёнными крыльями. В обычной интерпретации считается, что крылья изображают ангелов, а фреска в целом символизирует победу добра над злом. На галерее собора изображены двенадцать фигур обнажённых мальчиков, держащих гирлянду. Гирлянда символизирует жизнь (традиционное название росписи — «Гирлянда жизни»), а двенадцать мальчиков, напоминающие фигурные композиции Фердинанда Ходлера — двенадцать апостолов. Мальчики идут в сторону леса, написанного на обоих концах подковообразной композиции. В лесу стоит дерево, на котором изображены одиннадцать языков огня и змея; также в лесу написана сорока. Языки огня часто интерпретируются как символ Святого духа, змея — символ Иуды и дана ему вместо пламени. В финской мифологии сорока является символом стыда.

На восточной стене Симберг изобразил два самых известных сюжета своего творчества — композиции «Сад смерти» и «Раненый ангел». Фреска «Раненый ангел» является повторением холста 1903 года с некоторыми вариациями. Так, Симберг добавил фабричные трубы на задний план пейзажа (отсылка к тому факту, что Тампере был крупнейшим индустриальным центром Финляндии) и сделал берег озера неровным, что придаёт сюжету больше драматизма.

У части церковного руководства фрески вызвали неприятие, поскольку некоторые из них не имели отношения к библейским сюжетам, и их судьба решалась в последний момент перед открытием собора. Ни Симберг, ни Энкель не пришли на церемонию открытия фресок. Уже после открытия собора была создана специальная комиссия для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви. Согласно решению комиссии, принятому в мае 1907 года, змея была оставлена. Вопрос снова поднимался в 1946 году, много позже смерти Симберга, во время визита епископа.

Кроме фресок, Хуго Симберг также выполнил дизайн шести из семи витражей собора: трёх в южной галерее (голубь — олицетворение святого духа, бело-синий цвет; Неопалимая Купина, оранжевый цвет; Солнце) и трёх в северной (Пеликан, кормящий птенца своей кровью — символ причастия; а также два окна, изображающих всадников Апокалипсиса — в одном конь белый и конь рыжий, в другом — конь бледный и конь вороной).

Фотография

Симберг был не только художником и графиком, но и фотографом. Он начал делать фотографии малого формата в 1895 году и быстро понял, что они подчёркивают важность света и тени и дополняют его художественное творчество. Художник не только использовал их для подготовки этюдов, большинство его фотографий рассматриваются как независимые работы, равноправные с живописными и графическими произведениями.

Влияние на культуру

Хуго Симберг — один из наиболее известных финских художников. Особенно популярна его картина «Раненый Ангел», она часто используется для иллюстраций и обложек.

В 1977 году о Симберге был снят художественный фильм «Ночной мороз» (фин. Halla), музыку для которого написал Пекка Ялканен.

Финский актёр и режиссёр Вилле Курки написал театральный моноспектакль «Крылья Хуго Симберга» (фин. Hugo Simbergin siivet), продолжающийся один час десять минут.

Мотив картины «Раненый ангел» обыгран в начале видеоклипа «Amaranth» финской группы Nightwish.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ