Фёдор Михайлович Славянский (1817—1876) — русский художник.
Биография
Крепостной помещика Андрея Александровича Семенского, вероятно родился в селе Берёзовский Рядок, имения Тугановичи, Валдайского уезда, Новгородской губернии.
Художник рано проявил свой талант, самостоятельно занимаясь росписью иконостасов в артели иконописцев. В 1839 году Алексей Гаврилович Венецианов пригласил Фёдора «как зрелого художника», в свою художественную школу, в своё поместье Сафонково. Вольную от князя А. А. Путятина получил около 1840 г. за две тысячи рублей по ходатайству Венецианова, рекомендовавшего талантливого ученика к занятиям в Академии художеств.
Через некоторое время после поступления вольнослушателем в Академию художеств, в 1840 г. Фёдор получил фамилию «Славянский» и работал в Эрмитаже, (хотя Венецианов ходатайствовал о присвоении ему своей фамилии и, несмотря на отказ, называл его своей фамилией).
Обучался под руководством профессоров Варнека и А. Т. Маркова, и одновременно брал уроки у Венецианова.
Фёдор считал Венецианова своим отцом и благодетелем и вложил всю свою любовь в портрет Алексея Гавриловича. Вся семья художника рассказывала о портрете подробности, как будто сами знали любимого дедушку.
1839 г. участвовал в лотерее в пользу СПб детской больницы работами (№4, 5, 6).
1840 г. вольноприходящий ученик Академии Художеств.
Сначала значился в ИАХ как Венецианов. Алексей Гаврилович долго называл его в письмах и документах своим именем! Так в 1840 г. он сообщил обществу поощрения художников о том, что его ученики Бурдин и Венецианов [Славянский] начали писать маленькую церковь Зимнего Дворца с разных сторон. Также Славянского, как Михайлова сына, исследователи путали с Михайловым А. М.
1842 г. получил серебряную медаль за работы (№9, 15 - 19) с натуры,
1845 г. получил звание неклассного [свободного] художника,
1847 г. получил вторую серебряную медаль и особую похвалу Совета Академии за картину с натуры № 38,
1852 г. назначен [соискатель] в Академики за картины «На балконе» и портреты Бекмана и Свечина,
1852 г. признан Академиком портретной живописи Академии Художеств,
1853 г. утверждён титулярным советником,
1854 г. учитель рисования в Лесном и Межевом институтах,
1859 г. произведён в Коллежские Ассесоры,
1862-75 гг. преподаватель Василеостровской и Петровской женских гимназий в Петербурге. Давал частные уроки.
Формулярный список художника на 1876 г.
см. здесь
Семья художника
Был женат на Александре Богдановне Бекман и большая часть творчества была посвящена семье художника.
Таковы картины:
«На балконе» — портрет жены, тёщи, детей и племянника,
«Семейный портрет» — шурина с детьми, свояченицы и их бабушки,
«Портрет жены Александры Богдановны Бекман»,
«Портрет Юлии Фёдоровны Бекман» — жены шурина. Общественный деятель на Урале. В прошлом фрейлина Императорского Двора, председатель Нижне-Тагильского комитета Общества Красного Креста, попечитель Авроринского детского приюта,
«Портрет Анны/Амалии Бекман» — тёщи художника.
Сын художника Кронид — выдающийся акушер и гинеколог.
Внучка художника — Славянская (Врангель) Ольга Кронидовна в 30-е годы передала ряд картин художника в дар Русскому Музею.
Шурин — Константин Богданович Бекман — известный профессор Лесного Института, полковник Корпуса Лесничих, директор Лисинского учебного лесничества Царскосельского уезда.
Другой его шурин — Николай Богданович Бекман — преподаватель С. Петербургского Коммерческого Училища, Действительный Статский Советник, финансовый деятель, член Английского Клуба.
Похоронен художник на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга (уч. 92) вместе с женой, дочерьми Лидией и Ольгой и зятем.
Известные картины
Сегодня известно более 70 произведений. Многие из них хранятся в музеях (или были им переданы) и неоднократно выставлялись на выставках.