Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Снелльман, Йохан Вильгельм: биография

Пребывание в Германии и Стокгольме сыграло огромную роль в духовном развитии Снелльмана. Свои шведские встречи и впечатления он описал в цикле литературных портретов «Шведские силуэты», который был выпущен весной 1848 года в виде серии из четырёх больших статей в журнале «Литтературбладет». Важнейшими результатами зарубежных поездок Снелльмана стали его труды, посвящённые проблемам личности, а также его основной труд в области социальной философии — «Учение о государстве», изданный в Стокгольме в конце 1842 года.

Поездка за границу способствовала тому, что Снелльман увидел широкий горизонт и развитые экономику, политику и журналистику, познакомился с начинавшейся эрой «буржуазной публичности» и, таким образом, обрёл дистанцию, которая была необходима для критики ситуации в Финляндии.

Жизнь в Куопио

Помимо трудов европейских философов, большое влияние на Снелльмана и его взгляды оказала полемика о государственном статусе Финляндии, которую, опираясь на различные политологические и юридические аргументы, вели между собой И. Вассер и Й. Я. Нурдстрём, поддерживаемый А. И. Арвидссоном. Воодушевившись венгерскими, чешскими и ирландскими дискуссиями по национальным вопросам, Снелльман уже летом 1840 года в письме к своим друзьям критиковал финляндское общество и социальную пропасть, отделявшую привилегированные сословия и университет от простого народа, которую он понимал прежде всего как языковой вопрос.

В конце 1842 года Снелльман вернулся в Финляндию. Как и прежде, он стал читать лекции в университете, одновременно стараясь найти удобный случай изложить свои социальные взгляды в журналистской форме. Однако консул Г. О. Васениус отказал ему в должности второго редактора газеты «Гельсингфорс Тиднингар» (наряду с Топелиусом). Тем не менее, весной 1843 года Снелльман был назначен ректором средней школы Куопио, где была типография, но не было местной газеты. Единственной публикацией, подписанной Снелльманом в тот период, стала небольшая заметка 4 декабря 1843 года, извещавшая об издании газеты «Сайма». Газета стала выходить с января 1844 года на шведском языке.

Ещё в «Спанска Флюган», а затем в Швеции Снелльман критиковал другие периодические издания, и это также стало характерной чертой «Саймы». Газета отражала требования нового, индустриализированного и современного общества, критикуя при этом старое, существующее общество. Однако, по мнению Топелиуса, программа Снелльмана была утопична и преждевременна с точки зрения условий и возможностей Финляндии того времени. Сам Снелльман, вероятно, видел преимущество жизни в провинции, где он мог проводить более жёсткую линию, тогда как в Гельсингфорсе его было бы легче заставить идти на уступки. Программа газеты «Сайма» представляла собой адаптацию идей «Учения о государстве» и «Фрейи» к финским условиям, при этом из политических соображений эти идеи подавались в полемическом ключе. Снелльман применил к Финляндии дебаты, которые велись вокруг национальной идеи у чехов и венгров, дополнив идеи, навеянные ситуацией в провинции Саво. Ранее он усвоил взгляды на народное хозяйство и на активизацию народных масс, и в результате наряду с «Саймой» вознико издание «Друг крестьянина» (фин. Maamiehen Ystv), в первых номерах которого давались советы по строительству хлевов, а также присутствовали размышления о происхождении финнов, тогда как в первом номере «Саймы» основное внимание было уделено «Истории рабочего класса» Гранье де Кассаньяка и перспективам обновления историографии, открываемым этим трудом. Основу «Саймы» составляли статьи, связанные с проблемами воспитания, женского образования, школ и университета. Много места отводилось также обзорам зарубежной, прежде всего шведской, литературы.

С лета 1845 года генерал-губернатор князь Меншиков начал следить за статьями из газеты «Сайма», которые для него переводились. Он приказал написать Снелльману, что с предложениями, затрагивающими улучшения в общественной жизни, следует обращаться непосредственно к властям, а не вызывать публичное недовольство «нынешним положением страны». А весной 1846 года к газете был приставлен строгий цензор. Чиновников не устраивал прежде всего резкий и саркастический тон Снелльмана, подрывавший их авторитет. Этот аспект стал ещё существеннее с обострением общеполитической ситуации в Европе весной и летом 1846 года в связи с восстанием в Кракове, деятельностью «профессорского парламента» в Германии, а также из-за Шлезвиг-Гольштинского вопроса. Всё это так или иначе было связано с интересами России. В конце 1846 года Сенат отменил разрешение на издательство «Саймы». Однако в начале 1847 года Снелльман получил возможность распространять свои взгляды в ежемесячном журнале «Литтературблад» («Литературный листок для всеобщего гражданского просвещения»). Официально издателем журнала являлся Элиас Лённрот. Летом 1847 года Снелльман совместно с Э. Й. Ленгманом предпринимает поездку в Германию, Францию, Бельгию и Англию с целью ознакомления с лесной промышленностью.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ