Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Срезневский, Иосиф Евсеевич

Срезневский, Иосиф Евсеевич

Философы

российский философ и филолог, профессор философии и преподаватель естественного права в Казанском университете


Иосиф Евсеевич Срезневский (1780 — ?) — российский философ и филолог, профессор философии и преподаватель естественного права в Казанском университете. Младший брат философа Ивана Срезневского. Дядя академика Измаила Срезневского.

Биография

Родился в 1780 году в селе Срезнево, Рязанской губернии. Отец его, местный священник Евсевий Иванович, обременённый большою семьёй, сильно нуждался в деньгах, — Однако, Иосиф, по примеру старшего брата, сподобился проторить путь в науку. Среднее образование он получил в Рязанской духовной семинарии (1790—1799 гг.), высшее — в Московской духовной академии (1799—1803 гг.). По окончании курса в последней, он был назначен учителем в своей родной семинарии и оставался в этой должности вплоть до 1807 года, когда по собственному желанию уволился и поступил в Санкт-Петербургский педагогический институт. 22 июня 1811 года Иосиф Евсеевич был зачислен кандидатом юридических наук в Казанский университет, где получил возможность подготовиться к испытанию на степень магистра прав, каковой и был удостоен 10 июля 1812 г. После этого и вплоть до 1814 года он преподавал в Казанской гимназии логику и «нравоучение».

23 июля 1815 г. Срезневский был утвержден адъюнктом философии и после смерти доцента Лубкина заменил последнего как в чтении лекций, так и в практических занятиях по этому предмету. В том же 1815 году ему было поручено и чтение естественного права взамен ушедшего профессора Неймана…

5 августа 1819 г. Иосиф Евсеевич, будучи уже в звании экстраординарного профессора (с 1 июня 1817 г.), внезапно, по «особенным причинам», был уволен из университета. Увольнение последовало сейчас же после университетской ревизии, произведённой «легендарным» Михаилом Магницким, которому везде и всюду чудились «неблагонамеренность» и «неблагонадежность», и который, кроме Срезневского, отрешил от занимаемых ими должностей еще 11 казанских профессоров. О причинах увольнения Срезневского Магницкий доносил в Петербург: «Профессор философии Срезневский, следуя системе Якоба (Якоби), руководствуется духом не весьма полезным и, по счастью, преподает лекции так дурно, что их никто не понимает. Просидев в классе его два часа, спросил я студентов, в чем лекция того дня состояла, и ни один не знал сего. Сделал вопросы из истории философии, которую они прежде слушали, но и в том ни от кого из них удовлетворительного ответа не получил». Главная причина увольнения Срезневского заключалась, однако, совсем не в слабых результатах его преподавания, тем более, что в другом месте отчета Магницкий, впадая в противоречие, говорит, что Срезневский «обладает хорошо русским языком и изъясняет с дарованием»; крылась же она в том «не совсем полезном духе», который Магницкий готов был усмотреть в самых невинных вещах и на этот раз усмотрел его "в произнесенной Срезневским на одном из университетских актов речи: «Рассуждение о разных системах нравоучения, сравненных по их началам» (напечатана в «Сборнике речей, произнесенных в торжественном собрании Императорского Казанского университета 5 июля 1817 г.» и в «Вестнике Европы», 1817 г., № 19, 170—198). Главная мысль, положенная Срезневским в основу своей речи:

Человек в своих действиях должен руководствоваться исключительно нравственным законом, к чему толкает и влечет его сама природа, наделив его разумом, свободой воли, совестью и стыдом...

 — эта мысль послужила канвой для любопытных и характерных, в духе того времени, рассуждений Магницкого, изложенных им в отчете министру народного просвещения. Особенно же «ужасное» усмотрел Магницкий в восклицании Срезневского —

Неужели не довольно для нас сих руководителей?!

(то есть нравственного закона, разума, свободной воли) Эти слова в печатном экземпляре профессорской речи Магницким тщательно были подчеркнуты и сопровождались такой ремаркой:

Если нравственное чувство может руководствоваться только внушениями рассудка и врожденным человеку инстинктом, то к чему же служит закон откровенной религии?

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ