Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Стурдза, Александр Скарлатович: биография

В 1818 году, во время Аахенского конгресса, Стурдза поехал за границу и там, по поручению императора, написал для членов конгресса записку «Mmoire sur l'tat actuel de l’Allemagne». В этой записке он особенно подробно останавливался на германских университетах, считая их рассадниками революционного духа и атеизма, почему, по мнению Стурдзы, необходима коронная реформа университетских уставов, и прежде всего — уничтожение всех привилегий университетов и подчинение их руководству иерархических судилищ и строгому надзору полиции. В противном случае, с его точки зрения, всей Европе грозило распространение революционного движения, выразившегося в Германии в убийстве Коцебу и различных студенческих демонстрациях. Записка Стурдзы Аахенскому конгрессу первоначально была напечатана только для членов конгресса тиражом 50 экземпляров, но против воли конгресса и самого Стурдзы, она в конце 1818 года была опубликована в газете «Times», а оттуда была перепечатана немецкими газетами, в том числе в «Europaische Annalen». Публикация вызвала недовольство в немецких государствах. Стурдза был вынужден удалиться сначала в Дрезден, но, после того, как студент из Вестфалии граф Бухгельн вызвал его на дуэль и вызова этого Стурдза не принял, он уехал из Германии в Россию, где поселился в своём имении. За отстаивание на конгрессе политической линии России Стурдза был награждён орденом святого Владимира. В своём имении Стурдза составил политический обзор за 1819 год. В 1820 году Стурдза составил замечания о восстаниях в Испании и Неаполе, а также о внутренних делах Австрии, которые были посланы на конгресс в Троппау. Также Стурдза принимал участие в делах конгресса в Лайбахе.

В то же время Стурдза внёс некоторые предложения, касавшиеся внутренних вопросов. Среди них были переданный императору проект об учреждении в Москве центрального духовного попечительства с обязанностью заботиться об обращении в православие находящихся в России подданных не православных вероисповеданий, предложение ввести преподавание молдавского языка в начальных училищах Бессарабской области и другие. В октябре 1821 года Стурдза приехал в Петербург с целью попросить бессрочный отпуск, получив который, надолго поселился в Одессе, откуда несколько раз ездил лечиться за границу. С большим интересом Стурдза следил за событиями в Греции и, вместе со своей сестрой, графиней Роксандрой Эдлинг, помогал беженцам из Константинополя. По поводу происходивших событий им написана была записка «La Grce en 1821 et 1822» (Лейпциг, 1822) и опубликовано открытое письмо афинскому митрополиту Неофиту в «Афинской Газете» и «Евангельской Труб» за 1826 год. Ему приписывается также составление прошения временного греческого правительства Веронскому конгрессу. В апреле 1828 года Стурдза был послан в Бухарест для заведования походной канцелярией министра иностранных дел на время русско-турецкой войны. Вместе с президентом полномочных посланников совета Молдавии и Валахии он трудился над административным преобразованием этих княжеств. После заключения Адрианопольского мира, вследствие разногласий как с деятелями министерства иностранных дел, так и народного просвещения, Стурдза вышел в отставку в чине тайного советника и окончательно поселился в Одессе, лишь изредка предпринимая поездки за границу. По выходе в отставку он посвятил себя литературной, общественной и благотворительной деятельности. В качестве депутата он присутствовал в одесской комиссии по борьбе с чумой, был в числе учредителей общества истории и древностей Новороссии, способствовал основанию Архангельского женского монастыря в Одессе, при его содействии там же основана в 1850 году община сестер милосердия, наконец, в течение 12 лет он состоял вице-президентом общества земледелия южной России.

В своей литературной деятельности Стурдза стремился к распространению правильных сведений о православной церкви в Западной Европе, и вел постоянную полемику с защитниками других христианских вероисповеданий. Когда в 1847 году папа опубликовал на греческом языке послание Восточной церкви, Стурдза ответил на него памфлетом «Le double parallel» (Афины, 1849). Затем Стурдза перевел на русский язык «Окружное послание Восточной апостольской церкви» (Санкт-Петербург, 1849 год), представлявшее собою ответ на папскую энциклику, и издал оба эти послания со своими комментариями на французском языке («Les deux Encycliques, traduites du grec par le docteur D. Dallas et prcds d’un avertissement par A. Stourdza», Paris, 1850). Из других его многочисленных произведений по разным вопросам, главным же образом религиозно-философским и политическим, напечатаны были при его жизни: «Опыт о таинственном, служащий введением к теории таинственных чувств» (1810 г.); «Опыт об основных законах природы человека и общества» (1811—1812 гг.); «Опыт учебного предначертания для преподавания российскому юношеству греческого языка» (СПб. , 1810); «Рассуждение о частных и общих занятиях благотворительностью» и «О любви к отечеству» («Записка Имп. человеколюбивого общества», 1818 г.); «О влиянии земледельческих занятий на нравственное и умственное состояние народов» (там же, 1820 г.); «Памятник трудов православных благовестников русских»; «Вера и ведение, или рассуждение о необходимом согласии между богооткровенной религией и наукой в деле преподавания в народных школах» (Одесса, 1832 г.); «Notice biographique sur le comte J. Capodistrias» (Paris, 1832); «Аллегории и басни» (Одесса, 1834 г.); «Missions du Kamtchatka, quelques faits autentiques sur le progrs de l'glise de Russie daus les les et parages de l’Amrique russe»; «Очерк христианской жизни и смерти»; «Письма о должностях священного сана» (Одесса, 1841 г.); «Идеал и подражание в изящных искусствах» (Москва, 1844 г.); «Воспоминания о замечательных современниках: Е. Булгарис и Н. Феотокис» (Москва, 1844 г.); «Нечто о христианской философии» (Москва, 1844 г.); «Нечто об этимологии и эстетике по отношению к истории и науке древностей» (Москва, 1844 г.); «Воспоминания о Карамзине» («Москвитянин», 1846 г., № 9—10); «О настоящем состоянии церкви в Сирии и Палестине» («Одесский Вестник», 1847 г, 31 декабря); «Ручная книга православного христианина», перев. с молдавск. языка (Одесса, 1848 г.); «О духовной жизни на Востоке и о духовной филологии» (Москва, 1849 г.); «Беседа любителей русского слова и Арзамас в царствование Александра I» («Москвитянин», 1851 г., ч. VI, № 11 и 21) и другие.

Умер Стурдза в Манзире 13 июня 1854 года. После его смерти в Париже было издано его собрание сочинений из оставшихся после него рукописей под названием: «Oeuvres posthumes rligieuses, historiques, philosophiques et littraires» (1858—1861 гг.). Кроме того, после его смерти напечатаны в разных повременных изданиях следующие его произведения: «О судьбе русской православной церкви в царств. Александра I» (напеч. проф. Н. И. Барсовым в «Русской Старине» за 1876 г.); «Воспоминания о M. Л. Магницком», сообщено Н. В. Неводчиковым («Русский Архив», 1866 г., № 6, стр. 926); «Сравнение православного учения с лютеранством и папизмом» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 1861 г.); «Архимандрит Макарий, подвижник и благовестник слова Христова» («Странник», 1860 г., т. II, № 4, стр. 117); «Напутствие», стихотворение (там же, 1891 г., январь). После него остались в рукописи его воспоминания: «L’histoire de mon enfance et de ma premire jeunesse, crite pour ma soeur». Письма его к Иннокентию, архиепископу херсонскому, изданы Барсовым (1888 г.).

Сатира на Стурдзу в творчестве Пушкина

  • Консервативная позиция Стурдзы и его записка о Германии дважды стали предметом сатиры А. С. Пушкина. В частности, Пушкин написал несохранившуюся сатиру «на голос» песни «Вкруг я печки хожу», первый куплет которой звучал так:

В 1819 г., когда после убийства Коцебу Стурдза тоже получал угрозы и был вынужден спешно покинуть Германию из-за отсутствия гарантий безопасности, Пушкин адресовал ему эпиграмму, долгое время неправильно считавшуюся эпиграммой на А. А. Аракчеева:

Холоп венчанного солдата, Благослови свою судьбу: Ты стоишь лавров Герострата И смерти немца Коцебу.

В некоторых списках к эпиграмме приписан пятый, оскорбительный стих: «А впрочем, мать твою ебу». П. А. Вяземский сомневался, что эта строка принадлежит Пушкину и указывал, что эпиграмма распространялась без неё.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ