Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Тейхмюллер, Густав

Тейхмюллер, Густав

Философы

19 ноября 1832 - 22 мая 1888

немецкий философ-идеалист и историк философии, профессор Юрьевского университета, создатель философской доктрины персонализма, именуемой также спиритуализмом или панпсихизмом


Густав Тейхмюллер (нем. Gustav Teichmller, 19 ноября 1832, Брауншвейг — 22 мая 1888, Дерпт) — немецкий философ-идеалист и историк философии, профессор Юрьевского университета, создатель философской доктрины персонализма, именуемой также спиритуализмом или панпсихизмом. Оказал влияние на развитие философии в России, где явился основателем Юрьевской философской школы.

Биография

Густав Тейхмюллер родился в Брауншвейге в семье офицера, закончил местную гимназию. В 1852 поступил в Берлинский университет, где изучал философию под руководством профессора А. Тренделенбурга. В 1856 получил степень доктора философии в Галле, занимался частным преподаванием. В 1858-59, состоя на службе у германского посла в России, преподавал древние языки в петербургской школе св. Анны. В Петербурге женился на одной из своих учениц, которая, однако, вскоре по выезде за границу умерла. В 1860 покинул Россию, был приват-доцентом в Гёттингене, где познакомился с Р. Г. Лотце, оказавшим влияние на его философские взгляды. С 1867 был профессором в Гёттингене, с 1868 — в Базеле, был избран деканом философского факультета. В 1870 был приглашён на должность профессора в Дерптский (Юрьевский) университет, где преподавал до конца жизни. Скончался в 1888 в Дерпте.

В период работы в Дерпте Тейхмюллер написал свои основные философские сочинения и создал свою оригинальную философскую систему. Здесь у него сложился круг последователей, который иногда называют Юрьевской философской школой. В число его учеников входили Е. А. Бобров, В. Ф. Лютославский, Я. Ф. Озе и другие. Идеи Тейхмюллера получили признание главным образом в России, где оказали влияние на таких мыслителей, как А. А. Козлов, С. А. Аскольдов, Н. О. Лосский и В. С. Шилкарский.

Учение

Как историк философии, Тейхмюллер выделял четыре основных философских направления: позитивизм, материализм, идеализм и четвёртое, основателем которого он считал Г. В. Лейбница и которое называл персонализмом; к этому последнему направлению он причислял и себя. Значительная часть сочинений Тейхмюллера посвящена критике трёх других философских направлений, основанных, по его мнению, на неправильном толковании понятия бытия.

Понятие бытия является ключевым в философии Тейхмюллера. Согласно Тейхмюллеру, источником этого понятия является интеллектуальная интуиция, соотносящая между собой элементы непосредственного сознания. Анализируя непосредственное сознание, мы обнаруживаем в нём три элемента: содержание сознания, его деятельности и связующее их «я». Таким образом мы получаем понятие трёх родов бытия: бытия идейного, бытия действительного и бытия субстанционального. К области идейного бытия относятся идеи, составляющие содержание сознания, например, тёплое и холодное, чёрное и белое, круглое и квадратное. К области действительного бытия относятся деятельности сознания, например, акты ощущения, памяти, внимания, желания и т. п. Наконец, к области субстанционального бытия относится само наше «я», объединяющее в себе свои деятельности и их содержания. Субстанциональное бытие является основой двух других, ибо «я» присутствует во всех своих деятельностях и объемлет все их содержания. Отсюда выводится общее понятие бытия, определяемое как «сознание субстанцией самой себя, своих деятельностей и их содержания в их взаимном отношении и единстве».

Понятие о внешнем мире строится нами по аналогии с нашим «я» и понимается как множество подобных нам субстанциональных единств. Все субстанции существуют вне пространства и времени; пространство и время суть только перспективные формы порядка, в которых наше «я» размещает содержания своих деятельностей. Так называемый материальный мир есть лишь бессознательная проекция субстанцией вовне чувственных образов, возникших вследствие её взаимодействия с другими субстанциями. Все субстанции состоят между собой в отношении координации, так что деятельность одной производит изменения в деятельностях других. Субстанции находятся на разных ступенях самосознания: субстанции с развитым самосознанием становятся личностями, отсюда и само учение Тейхмюллера именуется «персонализмом».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ