Фёдоров, Николай Фёдорович: биография
Мысль Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.
Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С. П. Королёв. Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.
Современность
В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».
23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову.
Сочинения
- «Amor fati» или «Odium fati»?
- Авторское право и авторская обязанность, или долг
- Агатодицея Соловьева и теодицея Лейбница (отрывок)
- Аксиомы Канта, как основы его критики
- Бессмертие, как привилегия сверхчеловеков (По поводу статьи B. C. Соловьева о Лермонтове)
- Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?
- Блудный сын философии
- Бульварная апология смерти
- В чем заключается всеобщий категорический императив?
- В чем свобода?
- Вариант статьи «Иго Канта»
- Властолюбие или отцелюбие?
- Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?
- Гаман и «Просвещение» XVIII века
- Где начало истории?
- Два исторических типа мировоззрения
- Две противоположности
- Добавочные мысли к предшествующей статье («К вопросу о двух разумах»)
- Еще к вопросу о двух разумах!..
- Живое и мертвенное восприятие истории
- Жизнь как опьянение или как отрезвление
- Жить не для себя, ни для других — отрицание и альтруизма, и эгоизма
- Знание и дело
- Значение поклонения трех царей
- Иго Канта
- Идея всемирно-мещанской истории
- Идея всемирно-мещанской истории (статья 2)
- Из посмертных рукописей
- Из третьего тома «Философии общего дела»
- Искусство подобий и искусство действительности (Птоломеевское и коперниканское искусство)
- Искусство, его смысл и значение
- К вопросу о двух разумах
- К спору о трех Римах
- К статье «Разоружение»
- К статье «Философ Черного Царства»
- К университетской или новофарисейской нравственности
- Как возник «Заратуштра»
- Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством
- Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?
- Кант и Ричль (По вопросу о двух разумах)
- Кант и евангельское дитя, или Сын Человеческий
- Кантизм, как сущность германизма
- Кланяться или не кланяться?
- Конец сиротства; безграничное родство
- Конец философии
- Коперниканское искусство
- Критицизм, как игра или развлечение
- Лакейский аристократизм
- Ложный демократизм Канта
- Метафизики и агностики
- Мефистофель, как выразитель «светской культуры»
- Мировая трагедия
- Моральная казуистика Канта
- Мысли о Ричле
- Мысли об эстетике Ницше
- Мыслитель-«учёный», «слишком учёный», то есть учёный-филистер
- «Назад к Канту!»
- Наследие Канта
- Наука и искусство
- Недосказанное в этике «сверхчеловека»
- Неопределённость мыслей славянофилов об единении
- Непорочность физическая и нравственность — непременное условие бессмертия
- Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство!
- Нравственность — не барство и не рабство, а родство
- О Гамане
- О Ричле
- О Якоби
- О великом будущем семьи и ничтожном будущем нынешнего «общественного» дела
- О двух критиках: городской, мещанской и сельской, крестьянской
- О двух нравственностях: тео-антропической и зоо-антропической
- О значении обыденных церквей вообще и в наше время (время созыва конференции мира) в особенности
- О категориях Канта
- О мировой целесообразности
- О начале и конце истории
- О некоторых мыслях Киреевского
- О нео-кантианцах
- О нравственности и мистицизме у Ницше
- О пределах из «вне» и из «внутри»
- О славянофилах-фарисеях и западниках-саддукеях
- О смертности
- О соединении двух разумов
- О философии В. Соловьева
- О «чрезмерности» и недостаточности истории
- Об идеографическом письме
- Об обращении оружия, то есть орудий истребления, в орудия спасения
- Об объединении искусств
- Об ограниченности западного «просвещения»
- Обыденные церкви на Руси
- Одно из противоречий сынов века сего
- Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого
- Панлогизм или иллогизм?
- Плата за цитаты, или великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права
- По поводу Шопенгауэра
- По поводу взгляда Канта на автономию воли
- По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»
- «По ту сторону добра и зла»
- По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека
- Позитивистический момент в развитии Ницше
- Последний философ
- Последний философ-мыслитель
- Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?
- Практическая философия Лотце, или наука о ценности бытия
- Призрачная автономия
- Произвол — творец учения о невольных возвратах
- Разоружение
- *** Разум, который признает за истину недоказанное…
- Реформа гегелевой «Логики»
- Родоначальник славянофилов
- Рождение или воссоздание?
- Русская история — международная история
- Сверхчеловек-недоросль
- *** Сверхчеловечество Ницше было лишь завершением…
- Сверхчеловечество, как порок и как добродетель
- Священно-научный милитаризм
- Смысл и цель всеобщей воинской повинности
- Страшный Суд философии
- Супралегальная задача человека в обществе и в природе
- Супраморализм и гегелианизм
- Сын, Человек и их синтез — Сын Человеческий
- Творение и воссоздавание
- Толстой и братское единение
- Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше
- Три разума и единый разум
- Философ Черного Царства
- Философ-чиновник
- *** Философия Канта есть верный вывод из…
- Философия одурманивания
- Христианство против ницшеанства
- Черный Пророк и Черный Царь
- «Чрезмерность» или недостаточность истории?
- Что значит «стать самим собой»?
- Что такое добро?
- Что такое интеллигенты, то есть ходящие новым или нынешним путём?
- Что такое постулат практического разума
- Что такое русско-всемирная и всемирно-русская история?
- «Школа ричлианского богословия»
- Шляхтич-философ
- «Я» и «Не-Я» с точки зрения философской и человеческой
- Фёдоров Н. Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982.— 709 с. [1]
- Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Ред. И. И. Блауберг, художник В. К. Кузнецов. Составление, комментарии и научная подготовка текста А. Г. Гачевой при участии С. Г. Семёновой. М.: Прогресс-Традиция, Evidentis, 1995—2004. ISBN 5-01-004036-0, ISBN 5-01-004037-9, ISBN 5-01-004081-6, ISBN 5-89493-003-0, ISBN 5-94610-031-9.