Федчишин Иван Антонович (15 июня 1922 — 16 июля 2001) — лётчик-истребитель, ветеран войны, спортсмен-парашютист. Первый абсолютный чемпион мира по парашютному спорту.
Биография
Детство
Родился 15 июня 1922 года в семье Федчишина Антона Тимофеевича, село Ярошевка, Томашпольский район, Винницкая область, Украина.
1925 год — семья переехала в Днепропетровск.
Первый раз на летное поле Днепропетровского аэроклуба Федчишин попал летом 1934 года.
Приход в аэроклуб
1937 г. — окончил 8-й класс школы, устроился на работу учеником электрослесаря и записался в аэроклуб.
1938 г. — после окончания теоретической подготовки попал в группу инструктора Василия Аверьяновича Ялынич, а в конце июня 1938 года он уже выполнил первый самостоятельный полет на самолете У-2. После завершения программы обучения с общей оценкой «Отлично», прибыли назначения о распределении. В предписании Ивана Федчишина стояло: «Качинское военное авиационное училище лётчиков-истребителей имени Мясникова».
-
Аэроклуб Федчишин И. А.
Служба в армии
1939 год (Апрель) — стал курсантом КВАУЛ. В начале обучения полеты на У-2, затем — И-15, завершало летное обучение освоение И-153 — «чайки». 1940 год (Ноябрь) — выпуск из училища. Федчишин был направлен в распоряжение штаба ВВС Особого Западного военного округа. В штабе ВВС округа, Федчишина назначают в 161-й резервный авиационный полк в Орше.
Война
1941 г., 22 июня — война для Ивана началась налетом на их аэродром в 3 утра. В этот день Федчишин, как и все лётчики, неоднократно подымался в воздух со своим звеном. Ему повезло, он уцелел в той кровавой мясорубке первого дня войны. В эти дни была нарушена связь между командованием фронта и командирами объединений, соединений и частей. Единственным средством связи и передачи информации была авиация связи, и Федчишин оставив боевой самолет, снова сел в кабину У-2 и принялся оправдывать поговорку: «Связь — это нервы войны».
1941 г., 30 июня — в штаб полка пришёл приказ о расформировании 161-го резервного истребительного авиационного полка вследствие невосполнимых боевых потерь. За 9 дней войны из полнокровного полка осталась горстка друзей.
После расформирования — резерв, переучивание на Як-1, назначение в 8-ю особую истребительную эскадрилью при Саратовском авиазаводе. 8-я особая занималась перегонкой собранных самолетов во фронтовые части. Два раза на перегонке у него загорался самолет из-за заводских дефектов. За грамотные действия в горящих самолетах Федчишин И. А., впоследствии, был награждён орденом Красной Звезды.
1944 г. — 8-я особая была преобразована в 851-й особый перегоночный истребительный авиаполк.
Послевоенное время
После окончания войны Иван Антонович продолжил летать в должности командира звена связи в 323-й авиадивизии, затем в такой же должности в гвардейской Таманской дивизии.
1948 год (март) — приказ о демобилизации и увольнении в запас в звании старший лейтенант.
После демобилизации Иван Антонович вернулся в Днепропетровск, с ним приехала его жена, Любовь Ильинична.
Работа в клубе и парашютный спорт
-
Аэроклуб Федчишин И. А. (Ф62-4 подпись на обороте)
В том же 1948 году Федчишин обратился в Днепропетровский аэроклуб с просьбой принять его на летную работу, Ивану Антоновичу ответили отказом, так как аэроклуб летным составом был укомплектован полностью и вакантных мест не было. Начальник клуба предложил ему стать инструктором-лётчиком парашютистом во вновь создаваемом в клубе парашютном звене. Федчишина проходит подготовку на учебно-методических сборах специалистов парашютных подразделений на базе Центрального аэроклуба СССР им. В. П. Чкалова. По результатам сбора ему присвоили квалификацию инструктора первой категории.
1949 г. — в аэроклуб из Белоруссии после демобилизации прибыл Петр Петрович Косинов, у него по тем временам была очень большая цифра парашютных прыжков — 278. Косинов стал наставником Федчишина и стал передавать ему свой опыт. Федчишин под его руководством выполнил свой первый прыжок не держась за кольцо. Методика того времени предписывала выполнять парашютные прыжки с рукой уже лежащей на кольце основного парашюта.