Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Фишман, Джошуа

Фишман, Джошуа

Исследователь

18 июля 1926 - 01 марта 2015

американский социолог и лингвист, специализировавшийся в социолингвистике и языковом планировании


Джошуа Фишман (идиш  — Шикл Фишман, англ. Joshua Aaron Fishman; 18 июля 1926, Филадельфия — 1 марта 2015, Бронкс) — американский социолог и лингвист, специализировавшийся в социолингвистике и языковом планировании. Один из пионеров социолингвистики в США, основатель социолингвистического направления «социологии языка» (макросоциолингвистика — англ. macro-sociolinguistics).

Биография

Родился и вырос в Филадельфии, в семье иммигрантов из Сорок, Бессарабской губернии, Арона Сэмюэла Фишмана и Сони Горовиц. Среднее образование получил в светских еврейских школах объединения «Арбетер ринг» (круг рабочих) с обучением на идише. В 1945 году, вместе с лингвистом Уриелем Вайнрайхом (Uriel Weinreich), основал молодёжный журнал «Югнтруф» (идиш: поросль). Учился в Пенсильванском университете (1944—1948), где получил степень бакалавра по истории и магистра по психологии в 1948 году. В том же году специализировался в идише под руководством Макса Вайнрайха (позже перевёл на английский язык первые два тома его «Истории еврейского языка» — Гешихтэ фун дер йидишер шпрах, 1980). С 1951 года работал в области педагогической психологии в Общеобразовательном еврейском комитете Нью-Йорка.

В 1953 году получил степень доктора философии по социальной психологии в Колумбийском университете по теме «Negative Stereotypes Concerning Americans among American-born Children Receiving Various Types of Minority-group Education», а в 1958 году стал доктором философии в области педагогических наук в Иешива-университете в Нью-Йорке.

Преподавал социолингвистику в Городском колледже Нью-Йорка (1955—1958), с 1958 года — доцент отделения социальной психологии в Пенсильванском университете, с 1960 года в — Иешива-университете (с 1966 года — профессор психологии и социологии и декан психологического факультета). В 1986 году ему было присвоено звание почётного доктора в Брюссельском свободном университете. С 1988 года преподавал и занимался исследовательской работой также на отделении педагогики и прикладной лингвистики в Стэнфордском университете (с 1992 года — профессор) и педагогической школе Нью-Йоркского университета (приглашённый профессор).

Автор ряда монографий и научных публикаций по социолингвистике, языковому планированию негосударственных языков (на примере идиша, гаэльского и баскского), двуязычному образованию, многоязычию, социологии идиша. Разработал классификацию диглоссии в связи с её отношением к билингвизму и модель «восстановления языкового замещения» (reversal of language shift, 1991). Написал одни из первых учебников по социолингвистике — «Sociolinguistics: a brief introduction» (1970) и «The Sociology of Language: an interdisciplinary social science approach to language in society» (1972). Основатель и первый редактор журнала «International Journal of the Sociology of Language».

Публиковал также эссе и публицистические работы в различных периодических изданиях на идише, на протяжении ряда лет был постоянным колумнистом нью-йоркской газеты «Форвертс» (на идише) и членом редколлегии журнала «Афн швэл» (на пороге) под редакцией Мордхе Шехтера.

Лауреат премии Linguapax (2004).

Семья

  • Жена — Гелла Швейд (в замужестве Фишман), автор поэтических сборников на идише, педагог.
    • Сыновья — Дэвид Фишман (англ. David Eliot Fishman), профессор еврейской истории в Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке, директор совместного проекта иудаики в Москве (на базе Российского государственного гуманитарного университета); Моня Мэньюэл Фишман, адвокат; Авром Фишман.
  • Сестра — поэтесса Рухл Фишман (1935—1984), автор нескольких стихотворных сборников на идише, жена (с 1954 года) израильского композитора Теодора Холдхайма (англ. Theodore Holdheim, 1923—1985).

Научные труды

  • «Язык и национализм» (1972),
  • «Язык и социокультурные изменения» (1972),
  • «Двуязычное образование. Международная социологическая перспектива» (1976),
  • «Процессы языкового планирования» (1977),
  • «Достижения в исследовании общественного многоязычия» (1978),
  • «Успехи в создании и пересмотре систем письменности» (1979),
  • «Распространение английского языка» (1977),
  • «Подъем и спад этнического возрождения» (1985),
  • «Идеология, общество и язык» (1987),
  • «Восстанавливая утерянный язык» (1991),
  • «Начальная стадия языкового планирования» (1993).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ