Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бобров, Евгений Александрович

Бобров, Евгений Александрович

Философы

05 февраля 1867 - 12 марта 1933

русский философ, историк философии и литературы, ученик Густава Тейхмюллера, представитель Юрьевской философской школы


Евгений Александрович Бобров (24 января [5 февраля] 1867, Рига — 12 марта 1933, Ростов-на-Дону) — русский философ, историк философии и литературы, ученик Густава Тейхмюллера, представитель Юрьевской философской школы. Свою философскую доктрину называл «критическим индивидуализмом».

Биография

Евгений Александрович Бобров родился в Риге, в семье крестьянина, ставшего землемером. Окончил с золотой медалью Екатеринбургскую гимназию, затем учился в Казанском, а потом в Дерптском (Юрьевском) университете, который закончил по философскому и историко-филологическому отделениям. В Дерптском университете слушал лекции профессора Г. Тейхмюллера, ставшего его главным учителем; собственное учение Боброва представляет собой лишь развитие его идей. В 1889 Бобров сдал экзамен на кандидата русской словесности, в 1890 — на кандидата философии, в 1892 — на магистра философии. С 1893 он был доцентом по кафедре философии Юрьевского университета, в 1895 защитил магистерскую диссертацию «Отношение искусства к науке и нравственности». С 1896 был профессором философии в Казанском, а с 1903 — в Варшавском университете. В 1915, в ходе эвакуации Варшавского университета, переселился в Ростов-на-Дону, с 1917 был заслуженным профессором философии в Донском, а затем Северо-Кавказском университете. Скончался в Ростове-на-Дону 12 марта 1933 года.

Учение

Философское учение Боброва наиболее подробно изложено в его трудах «О самосознании» (1898), «О понятии бытия» (1898), «Из истории критического индивидуализма» (1898) и в фундаментальном труде «Бытие индивидуальное и бытие координальное» (1900).

В своём учении Бобров исходил из представления о философии как критическом мышлении. С древнейших времён целью философии было преодоление наивного мировоззрения, приписывающего подлинную реальность чувственному миру. В этой связи уже античные философы выработали два различных учения: материализм, видящий подлинную реальность в атомах, и идеализм (универсализм), видящий её в общих понятиях или идеях (универсалиях). Однако на верный путь философия вступила только в эпоху Декарта, впервые указавшего на самосознание мыслящего «я», как на источник достоверного знания. Декарт был основателем третьего, истинного направления в философии, которое Бобров назвал «критическим индивидуализмом». По мнению Декарта, можно сомневаться во всех вещах, но нельзя усомниться в существовании самого мыслящего «я», сомневающегося и сознающего факт своих сомнений. Таким образом, бытие нашего «я» есть первейшая и достовернейшая истина, которая не нуждается в доказательствах, ибо оно дано нам в непосредственном сознании.

Из этой первой истины выводятся и другие. Так как мы знаем, что не являемся авторами всех состояний своей души, то должны признать и существование внешнего, транссубъективного мира, воздействующего на наше сознание. Этот внешний мир мы представляем по аналогии с нашим «я», перенося на него понятие о собственной душевной субстанции. Деятельности души, создающие представление о внешнем мире, суть аналогия, проецирование и субстанцирование. Внешний мир есть феномен или призрак, за которым, как за символом, скрываются действительные существа, взаимодействующие с нашей душой. Существа, составляющие мир, суть индивиды, поэтому и учение Боброва называется индивидуализмом. Ошибка других философских систем состоит в том, что они отрицают подлинную реальность за индивидуальным человеческим «я». Так, материализм отождествляет «я» с телом, состоящим из множества атомов, позитивизм сводит его к последовательности душевных явлений, а кантовский критицизм приписывает реальность не индивидуальному «я», а некоему «трансцендентальному сознанию». Между тем подлинно сущим является именно индивидуальное, эмпирическое «я», данное нам в элементарном самосознании.

В учении о бытии Бобров развивал идеи Тейхмюллера о трёх родах бытия. Три рода бытия суть: бытие идейное, бытие реальное, или действительное, и бытие субстанциональное. Идейное бытие принадлежит содержаниям нашего сознания, реальное — актам этого сознания, а субстанциональное — самому сознанию, или нашему «я», связывающему воедино свои акты и их содержания. Все три рода бытия даны нам в непосредственном сознании; но главным из них и основой двух других является бытие субстанциональное. К этим трём родам бытия Бобров добавил четвёртый — бытие соотносительное, или координальное. Координация есть закон, господствующий в мире, в душе и в мысли. Космическая координация связывает между собой отдельные существа, психическая — отдельные акты души, а логическая — отдельные элементы сознания. Без координации нет ни мысли, ни личности, ни вселенной. Координация несводима ни к одному из трёх родов бытия, следовательно, она составляет особый, четвёртый род, который связывает три другие воедино.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ