Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Богдо-гэгэн VIII: биография

После удаления Сюя из столицы и возвращения Чэнь И Богдо-хан вновь получил некоторую свободу действий. На предложения связавшегося с ним ургинского антикитайского подполья об организации вооружённого восстания в столице он отвечал, что пока необходимо выжидать. Вместе с этим, когда делегатам вновь образованной Монгольской народной партии в советском Иркутске потребовалось официальное письмо с просьбой о военной помощи, заверенное личной печатью Богдо-хана, он передал такой документ революционерам через своего да-ламу Пунцагдоржа.

Отношения с Унгерном

В октябре 1920 года из Забайкалья в Монголию вступила Азиатская конная дивизия под командованием ген. Унгерн-Штернберга, и предприняла неудачную попытку штурма столицы. Китайский генералитет, отказавшись подчиняться Чэнь И, вновь арестовал Богдо-гэгэна. Богдо-гэгэн решил обратиться за помощью к Унгерну. В конце 1920 года он направил в находившуюся в районе Керулена ставку Азиатской дивизии главу Шабинского ведомства Хушиктен-ламу с официальной просьбой к барону об освобождении Халхи от китайцев, а также пророчеством о том, что в феврале 1921 года тот выбьет китайский гарнизон из Урги, благословив халхаских князей на создание объединённой армии ему в помощь. Когда дивизия Унгерна 29 января перешла в долину У-Булан перед решающим штурмом Урги, от Богдо-гэгэна к Унгерну прибыл другой лама, передавший его личное письмо с благословением на изгнание китайцев из Урги.

В ночь на 3 февраля смешанный отряд из тибетцев, монголов, бурят и русских под командованием хорунжего Ц. Тубанова и тибетца Саж-ламы Жамьянданзана организовал освобождение Богдо-хана из-под ареста в ургинской резиденции у северного подножья Богдо-улы, и его препровождение в монастырь Манджушри-хийд на противоположный склон горы в то время, как войска Унгерна начали бои с китайским гарнизоном Урги. Известия об освобождении Богдо-хана оказали сильнейшее деморализующее воздействие на китайцев. На следующий день Азиатская дивизия заняла столицу.

В результате в Монголии была восстановлена абсолютная монархия во главе с Богдо-ханом; 22 февраля 1921 года в Урге им было сформировано новое правительство. Он даровал Унгерну, как и другому генералу Азиатской дивизии Б. П. Резухину, княжеские звания. Унгерн остался командующим Азиатской конной дивизией. Широко распространенный взгляд, что Унгерн стал диктатором или ханом Монголии, является заблуждением.

После Народной революции

Поначалу сочувствуя идеям Унгерна о реставрации в России монархии, Богдо-гэгэн приказал монгольскому населению оказывать содействие Унгерну в его походе в советскую Сибирь. После того же, как стало очевидным поражение Азиатской дивизии в Бурятии, Богдо-хан отказался от планов Унгерна перевезти его вместе с женой подальше от фронта, в западномонгольский Улясутай, и остался в Урге до занятия столицы Монгольской народной армией под командованием Сухэ-Батора. Через три дня после этого, 9 июля 1921 года, Богдо-хан получил письмо, в котором вожди Народной революции уведомили его о том, что все порядки в стране, за исключением религии, будут пересмотрены и реформированы. На следующий день ЦК издал распоряжение о формировании нового правительства во главе с Бодо, в то время как Богдо-хан провозглашался ограниченным монархом; 11 июля он был вновь церемониально реинтронизирован.

После смерти Богдо-гэгэна 20 мая 1924 года от рака горла монархия в стране была ликвидирована, что было закреплено в принятой конституции. В 1928 году Монгольская народно-революционная партия наложила запрет на поиски новых тулку Джебцзундамбы в Монголии. Следующий Богдо-гэгэн IX был найден в Тибете, и лишь после демократических преобразований в стране был объявлен духовным лидером буддистов Монголии.

Семья

Подобно своему предшественнику Дзанабадзару, Богдо-гэгэн VIII снял монашеские обеты и женился. В европейской и послереволюционной монгольской историографии содержится предположение, что эта женитьба была обусловлена политическими мотивами (основанием теократической монархии, в которой власть наследовалась бы от отца к сыну) и примером его родного младшего брата Лувсанхайдава, который прибыл в Монголию вместе с ним и стал государственным оракулом во вновь построенной для него резиденции, женившись на дочери управляющего ургинским Маймаченом Сурэнхорло. Изучение монгольских архивных материалов не подтвердило эти предположения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ