Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Бомаш, Меер Хаимович

Бомаш, Меер Хаимович

Медработники

День рождения 09 августа 1861

российский врач и общественный деятель, депутат Государственной думы Российской империи IV созыва от города Лодзь Петроковской губернии


Меер Хаимович Бомаш вариант имени и отчества Максим Ефимович (9 августа 1861—1947) — российский врач и общественный деятель, депутат Государственной думы Российской империи IV созыва от города Лодзь Петроковской губернии.

Биография

Родился в семье Хаима (1830—1879) и Голды Бомашей. Еврей, иудейского вероисповедания, мещанин. Выпускник Ковенской гимназии. В 1885 году окончил медицинский факультет Московского университета. Соученик А. П. Чехова. По окончании университета до 1887 года служил врачом в различных московских клиниках. С 1887 по 1892 год практикующий врач в местечке Ружаны Слонимского уезда Гродненской губернии. В 1892 году перебрался в Лодзь, где имел частную врачебную практику. В качестве военного врача участвовал в русско-японской войне. На Дальний Восток был призван в 1905 году и находился там до февраля 1906 года. Награждён орденом Станислава 3-й степени. Прибыл снова в Лодзь в феврале 1906. К 1912 году с женой разведён и имел двоих детей.

25 октября 1912 года избран в Государственную думу IV созыва от Лодзи. Входил в Конституционно-демократическую фракцию. Был членом думской комиссии о торговле и промышленности и комиссии по направлению законодательных предположений. В составе кадетской фракции вошёл в Прогрессивный блок.

Осенью 1914 года совместно с депутатом Думы от Ковенской губернии Н. М. Фридманом выступил учредителем «Общества для вспоможения семьям евреев-воинов и еврейскому населению, пострадавшему от военных действий».

В 1915 году участвовал вместе Н. М. Фридманом в конфиденциальных встречах с членами правительства для информации их о положении еврейского населения в прифронтовой полосе: 23 февраля с министром иностранных дел С. Д. Сазоновым и 14 марта с министром финансов П. Л. Барком.

28 августа 1915 года выступил в Думе с критикой антисемитских публикаций газетах «Новое время» и «Русское знамя».

20 февраля (3 марта) 1916 года выступил в Думе с резкой критикой решения о запрете военной цензурой еврейской прессы.

5 июля 1915 г. был проведён опасный эксперимент над шестимиллионным еврейским населением России: у него отобрали родной язык. Работа всех еврейских периодических изданий, а это семь ежедневых газет, два еженедельника, два двухнедельника и два ежемесячника, была одним махом приостановлена. Подготовка к этому действию велась загодя. В Киевском военном округе все еврейские периодические издания были запрещены еще в марте, а в апреле приостановили деятельность выходящего в Одессе ежемесячника на иврите. Обмен письмами на идише или иврите был запрещён еще с начала войны, и еврейские массы, использующие в своем кругу исключительно идиш, утратили возможность письменного общения друг с другом. Таким образом, некий сын, воюющий в окопах, не может сообщить своей матери о том, что жив и здоров, на привычном ему и ей языке. В сентябре в Петрограде должны были появиться некоторые новые газеты. Одна из них, издаваемая на идише, выпустила девять номеров, а потом ее деятельность приостановили. У двух других газет разрешение на издание отозвали. К тому же все выпускаемые на русском языке еврейские публикации не должны содержать тексты на иврите, не разрешается использовать и цитаты на этом языке. Номер еврейского исторического ежеквартальника «Еврейская старина» был разрешён к распространению только после того, как цитаты из одного исторического документа на иврите были замазаны черной краской. Первые номера «Помощи» [печатного органа Петроградского еврейского комитета помощи жертвам войны] нельзя было выпустить, поскольку в них содержались предписания о правилах поведения для еврейских беженцев, написанные на идише. Все эти периодические издания ранее не получали нареканий со стороны властей и никак не могли вызвать подозрения в злом умысле, а потому даже с этой точки зрения не было оснований для приостановки их деятельности. Запрет на издание не могли вызвать и технические трудности работы цензуры, поскольку журналы и газеты выпускаются в крупных городах — в Варшаве, Вильно, Одессе и Петрограде, где подобные препятствия легко преодолимы. Нет ни одного логического объяснения подобным запретам и ограничениям. Остаётся лишь одна причина — антисемитизм. Некто хочет обрушить свой гнев на головы евреев. Сей некто в военное время извлек для себя пользу. Во всяком случае, есть неслыханное, отдающее средневековьем предписание, лишающее целый народ своего языка, на который эти люди имеют право наравне со всеми остальными народами, населяющими Россию (аплодисменты слева).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ