Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Валентиниан I: биография

В 367 году Валентиниан получил известия, что объединенные силы пиктов и аттакотов убили Нектарида, комита морского побережья, а дукс Фуллофавд попал во вражескую засаду. Одновременно войска франков и саксов были захватили северные районы прибрежной Галлии. Валентиниан, встревоженный этими сообщениями, отправил в Британию с войском комита доместиков Севера. Север был не в состоянии исправить ситуацию и вернулся на континент, в штаб Валентиниана в Амьене. Тогда император направил Иовина в Британию и назначил Севера на должность magister peditum. Иовин вернулся из Британии не выполнив поставленной задачи.

Серьёзная болезнь Валентиана привела к борьбе за статус преемника между Севером и Рустиком Юлианом, магистром канцелярии рескриптов и представителем галльской аристократии. Однако Валентиниан вскоре выздоровел и назначил своего сына Грациана соправителем в целях предотвращения подобных конфликтов в будущем.

В начале 368 года Валентиниан был полон решимости разгромить пиктов после первых побед над алеманнами. Он поручил комиту Феодосию восстановить целостность границ Британии. Север и Иовин должны были сопровождать императора во время его кампании в Германию. Феодосий прибыл в 368 году с войсками, состоящими из батавов, герулами, иовиями и викторами, высадившись в гавани близ Рутупии. Он разгромил отряды варваров и издал указ, в котором призывал всех дезертиров вернуться под его знамёна, обещая безнаказанность. В 369 году Феодосий, опираясь на тактику засады, приступил к рекогносцировке районов к северу от Лондона. В течение этого периода он получил известие о готовящемся в Паннонии против него заговоре братом викария Максимина Валентином. Заговор был раскрыт, а Валентин отправлен в ссылку в Британию, где и был казнен. После этого Феодосий восстановил разрушенные укрепления и восстановил потерянные провинции до вала Антонина, образовав провинцию, названную в честь Валентиниана — Валенцией. После своего возвращения в 369 году Валентиниан способствовал назначению Феодосия на должность magister equitum вместо Иовина.

Религиозная политика

Валентиниан был втянут в религиозные споры того времени. Аммиан Марцеллин положительно оценил нейтральную позицию Валентиниана в религиозных делах. Он отказался принять участие в спорах ариан Востока, когда они направили к нему епископа Ипатиана с просьбой о помощи. При этом император принял суровую позицию относительно двух еретических движений, которые возникли в течение III века в Риме. В 372 году он запретил собрания манихеев в Риме. Их лидеры были казнены, а у остальных конфисковано имущество. Валентиниан также официально осудил донатистских епископов в Африке в 373 году. Церковные источники этого периода описывают Валентиниана с положительной стороны. Иероним говорит в восторженных тонах: «Валентиниан был хороший император, по своему характеру напоминал Аврелия, но некоторые люди говорили о его чрезмерной скупости и жадности». Сократ Схоластик и Павел Орозий говорят о нем, как о пострадавшем от язычества: ведь Валентиниан был выслан в Фивы из-за приверженности к христианству. Созомен пишет, что Юлиан недолюбливал Валентиниана за случай, когда во время языческого обряда будущий император отрезал часть одежды, на которую попало масло. Также Сократ, Феодорит и Созомен похвалили Валентиниана за назначение епископом Милана Амвросия, так как предшественник нового священнослужителя Аксенций был арианином.

Валентиниан не всегда положительно относился к христианству. Например, он приказал Симмаху, префекту города Рима, в 365 году казнить некоторых христиан и конфисковать их имущество. Вся отрицательная религиозная политика Валентиниана была мотивирована финансовыми проблемами, а не разногласиями с религиозной доктриной. Имущества казнённых манихеев попали в казну, осуждение донатистов может рассматриваться как осуждение тех, кто мешает сбору налогов в африканских провинциях. Одним из примеров может служить указ папы Дамасия в 370 году, который запрещал священнослужителям жениться на вдовах. Также у папы Дамасия были обширные связи с языческой аристократией, которая помогала императору преодолеть выказываемую другими церковными деятелями нетерпимость к язычеству. С другой стороны, Валентиниан дал христианам особые привилегии. В 370 году он поддержал закон Констанция II, который освободил никейских христиан в африканских провинциях от муниципальных обязанностей. Аналогичный закон был принят в 371 году, когда священнослужители освобождались от налогов. Чтобы восполнить деньги, Валентиниан начал собирать налоги с сенаторов-язычников, чьи поместья находились в Африке. Этот указ выражал неприязнь императора к сенаторской среде. В 368 году Валентиниан ввёл должность «защитника народа» ответственного за правильный сбор налогов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ