Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Абд ас-Самад: биография

Абд ас-Самад был необычайно изобретательным мастером, его миниатюры полны дотошных деталей, передающих особенности костюмов, узоров изразцовой плитки, украшающей здания, разнообразие деревьев. Современники превозносили его способность «написать изысканную сцену на одном рисовом зёрнышке». Подобные восторженные отзывы были характерны для времён правления Хумаюна, однако император Акбар предпочитал другое искусство, в котором доминировал живой рассказ о событии, а не виртуозная техника. Одной из самых ранних работ, созданных Абд ас-Самадом для Акбара, является миниатюра «Принц Акбар на охоте» (колл. Давида, Копенгаген), которую датируют приблизительно 1556 годом.

Проект «Хамзанаме» (1558—1573 гг.), в котором участвовало более ста художников и ремесленников, потребовал от Абд ас-Самада напряжённой организаторской работы: мастеров собирали со всех уголков Индостана, их подбор, обучение новой стилистике и подключение к работе так, чтобы были выдержаны художественные параметры, удовлетворявшие вкус императора Акбара, были делом, отнимавшим много времени и сил. Вероятно, по этой причине от раннего периода правления Акбара до нас дошло совсем немного произведений художника, но усилия мастера были не напрасны: в ходе работы над «Хамзанаме» родился новый «акбаровский» художественный стиль могольской живописи. Сефевидская манера самого Абд ас-Самада, вероятно, не была в фаворе у Акбара. Именно этим обстоятельством исследователи объясняют то, что художник довольно редко участвовал в иллюстрировании рукописей, заказанных императором: из приблизительно тридцати иллюстрированных манускриптов периода правления Акбара Абд ас-Самад принял участие только в трёх.

В 1585 году император Акбар перевел свою столицу в Лахор, за ним последовала и китабхане со всем персоналом, включая Абд ас Самада. Вскоре после переезда художник принял участие в иллюстрировании манускрипта «Дарабнаме» («Подвиги Дараба», 1485г, Британская библиотека, Лондон). Вместе с Абд ас-Самадом над миниатюрами работал его ученик Басаван, а также Мискин и другие мастера китабхане. Его произведения 1580-х-1590-х годов более многочисленны. Среди них есть замечательные миниатюры «Джамшид, пишет на камне» (имеет подпись, 1588г, Галерея Фрир, Вашингтон); рисунок «Акбар и дервиш» (ок 158-90гг, коллекция Ага Хана, Женева), выполненный в технике «ним калам» (полу-калам), напоминающей европейскую гризайль; «Борьба двух верблюдов» (ок. 1590г, Частное собрание), которую он скопировал с произведения прославленного Бехзада для своего сына; «Охотничья сцена» (1591г, Музей искусств округа Лос-Анджелес), исполненная вместе с сыном Мухаммадом Шарифом. В 1595-6 годах Абд ас-Самад принял участие в иллюстрировании списка «Хамсе» Низами («Хосров на охоте»; Британская библиотека, Лондон).

Эти произведения конца 1580-х- 1590-х годов, несмотря на свою крепкую связь с персидской традицией, вновь стали «средним течением» могольской живописи этих лет. Художники вернулись к тому, что так долго старались преодолеть. Возможно, к 1590м годам придворные вкусы стали более утончёнными и эпикурейскими, и персидский эстетизм вновь вошёл в моду. К концу правления Акбара, ок. 1600 года, художественные тенденции вновь стали отходить от манеры Абд ас-Самада. Исследователи связывают это со смертью художника – он был очень сильной и влиятельной персоной, и вероятно, был способен в большой мере определять художественные тенденции своим авторитетом. В своё время, когда император Акбар нашёл художника Дасвантха, он отправил его обучаться к Абд ас-Самаду, и на всех ранних произведениях молодого миниатюриста видно определяющее влияние манеры Самада. Другим его известным учеником был Басаван.

У Абд ас-Самада было двое сыновей ставших художниками. Мухаммад Шариф, сделавший карьеру при дворе императора Джахангира, относительно хорошо документирован. Имя второго сына, которого отец назвал Бехзадом в честь прославленного персидского мастера, встречается только на миниатюрах.

  • Принц Акбар на охоте. ок.1555—1558 гг. Собрание Катерины и Ральфа Бенкайм.

  • Акбар и дервиш. ок. 1580-90 Собрание Ага Хана, Женева

  • Джамшид, пишет на камне. 1588г, Галерея Фрир, Вашингтон

  • Абд ас-Самад и Мухаммад Шариф. Охотничья сцена. 1591г Лос Анджелес, Музей Округа.

  • Оборотная сторона "Охотничьей сцены": каллиграфия и маргинальные рисунки. 1591г, Лос Анджелес, Музей Округа.

  • Царевич посещает отшельника. ок. 1585-1590. Коллекция Ага Хана, Женева.

Библиография.

  • M.B. Dickson and S.C. Welch “Abdus Samad” The Houghton Shahnameh. Cambridge, MA, 1981, pp 192–200
  • M.C. Beach, Early Mughal painting, Harvard University Press 1987
  • A. Okada, Indian Miniatures of the Mughal Court, Harry N. Abrams Inc., Publishers, New York, 1992, pp 62–68
  • R. Skelton “Iranian Artists in the service of Humayun”, Marg, xlvi/2, 1994, pp 33–48
  • S.R. Canby “The Horses of Abd us-Samad”, Mughal Masters Further Studies, ed. A.K. Das, Bombay 1998
  • India. Art and Culture 1300-1900, Prestel, Munich, 1999, pp 143–144
  • The Adventures of Hamza (exh.cat.by J. Seyller; Washington DC, Sackler Gallery, 2002
  • S.Blair and J. Bloom, "Abd al Samad” in Groove Encyclopedia of Islamic Art, 2009, vol. II pp 4–6
  • Wonder of the Age. Master Painters of India 1100-1900. Exh. cat. Metropolitan Museum of Art, Yale University Press, 2011 pp 54–57

.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ