Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Генрих II Святой: биография

Теперь, однако, мы узнали многое […] о его целомудрии, об основании Бамбергской церкви и большого количества других, также о восстановлении епископских мест и разнообразной щедрости его пожертвований, об обращении короля Стефана и всей Венгрии, совершённом им с Божьей помощью, о его славной смерти и о нескольких чудесах после его смерти, произошедших у его тела. В том числе мы считаем особенно замечательным то, что он жил после получения короны и скипетра империи не по-императорски, а духовно, и что он в законной общности брака, как, пожалуй, только немногие, сохранял целомудрие до самой смерти.

13 июля 1147 года, в годовщину смерти Генриха, епископ бамбергский Эберхард II произвёл церемонию канонизации на могиле императора. Вслед за Генрихом в 1189 году был канонизирован епископ Бамберга Оттон I, а в 1200 году — жена Генриха Кунигунда. Таким образом, Бамбергская епархия стала единственным местом в христианском мире, где в XII веке прошли три успешных процесса канонизации. Основной причиной можно считать то, что епархии Бамберг, несмотря или даже в большей степени из-за относительно периферийного положения, удалось использовать свои связи и с императорами, и с римскими папами. Большое значение в деле канонизации императорской четы сыграла также легенда о её целомудренном браке. Наиболее ранние сообщения об этом датируются началом XII века и, вероятно, восходят к традиции устных сказаний, которые рассматриваются как ненадёжный источник.

Вслед за епископством Бамберг почитание Генриха распространилось ещё на несколько епископств империи, находящихся преимущественно в Баварии, но также и в Эльзасе, и в области Боденского озера. С 1348 года день памяти Генриха (13 июля) стал отмечаться в епископстве Базель.

История исследований

В XIX веке интерес к императору побудил историков к выяснению облика «настоящего Генриха», до той поры скрываемого аурой святости и сопутствующих ей легенд. Начались систематический поиск документальных свидетельств, фактов и деталей его деятельности и публикация их в немецких исторических ежегодниках. По мнению Вильгельма фон Гизебрехта, Генрих был «политическим главой», «создателем немецкой империи», а его политической идеей от первого до последнего года царствования была монархия, как защита «всех и всего». Только его последователям удалось поднять империю на высоту, которой более никто не достиг ни до них, ни после. По мнению Карла Хампе и Роберта Хольцмана, Генрих II был идеальным, но трагическим государственным деятелем.

В течение нескольких десятилетий XX века историки не проявляли интереса к личности Генриха. Он отсутствует в неоднократно переизданном (в 1920-х и 60-х годах) историческом труде Карла Хампе, посвящённом средневековому рейху Herrschergestalten des deutschen Mittelalters, не уделено внимания ему и в работе Хельмута Боймана Kaisergestalten des Mittelalters. Генрих лишь упоминался в трудах, посвящённых Людольфингам. Гораздо больше интересовали исследователей фигуры предшественника и наследника Генриха. Оттон III — одарённый и высокообразованный юноша-император — и Конрад II — решительный, жёсткий и популярный правитель, «полнокровный дилетант» (vollsaftigen Laien) — несколько затмили собой образ болезненного Генриха, считавшегося слишком зависимым от церкви.

После Второй мировой войны излюбленной темой медиевистов от Теодора Шиффера до Хартмута Хоффмана стало сравнение Генриха II с его наследником. Несмотря на то, что Карлрихард Брюль считал Генриха первым «немецким королём», а Иоханнес Фрид говорил о нём как о «самом немецком из всех королей раннего средневековья», исследования истории рейха в последние десятилетия показали, что формирование немецкого государства было более длительным процессом, начавшимся в IX веке и продолжавшимся до XII века.

Современные оценки личности Генриха и его деятельности крайне различны. Генрих представляется как идеальным олицетворением властителя оттоновско-салической церковно-имперской системы, «королём-монахом», так и властителем коварным, способным на измену, не останавливающимся в применении грубой силы. Однако все историки сходятся на том, что он использовал любую возможность для усиления королевской власти. Хаген Келлер на основе исследований Родериха Шмидта и Экгарта Мюллер-Мертенса констатировал существенное изменение королевской политики представительства: в отличие от трёх Оттонов, король правил, «последовательно присутствуя во всех частях империи».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ