Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Голованов, Николай Семёнович

Голованов, Николай Семёнович

Театр

21 января 1891 - 28 августа 1953

российский советский дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог


Николай Семёнович Голованов (9 [21] января 1891, Москва — 28 августа 1953, Москва) — российский советский дирижёр, хормейстер, пианист, композитор, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950, 1951).

Биография

Николай Голованов родился в Москве в бедной мещанской семье. В 1909 году окончил Московское Синодальное училище церковного пения со званием регента 1-го разряда (обучался у В. С. Орлова и А. Д. Кастальского).

С 1909 года выступал как хоровой дирижёр и композитор. Работал дирижёром Синодального хора. В 1913 году выступил в Певческой академии Берлина во время торжеств по поводу 100-летия Лейпцигской битвы.

В 1914 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко и М. М. Ипполитова-Иванова.

В 1915 году впервые выступил как симфонический дирижёр в концерте оркестра Большого театра и был принят в театр помощником хормейстера. В 1919—1928 и 1930—1936 — дирижёр, в 1948—1953 — главный дирижёр Большого театра. Дебютировал в опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

«Головановщина»

“Головановщина” есть явление антисоветского порядка. Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не может освободиться от своих ошибок, что его нужно преследовать и травить даже тогда, когда он готов распроститься со своими ошибками, что его надо заставить таким образом уйти за границу.

Во второй половине 1920-х годов против Н. Голованова была развязана кампания политической травли, так называемая «головановщина». По мнению группы трудящихся (месткома, профкома, комитета ВЛКСМ) во главе с партийной ячейкой ГАБТа, при непосредственном участии композитора С. Н. Василенко и дирижёра А. М. Пазовского, Н. Голованов стремился «перенести в советский театр старые, буржуазные нравы и методы работы», был чересчур «консервативным» (в действительности — противился постановкам советского оперного «новодела»), отказывался продвигать молодых артистов, поддерживал «несправедливо высокие» размеры гонораров ведущим музыкантам. Кампания получила большой резонанс в средствах массовой информации и даже привлекла внимание И. В. Сталина. Статьи в прессе носили агрессивный, «обличительный» характер:

Нужно открыть окна и двери Большого театра, иначе мы задохнемся в атмосфере головановщины. Театр должен стать нашим, рабочим, не на словах, а на деле. Без нашего контроля над производством не бывать театру советским. Нас упрекают в том, что мы ведем кампанию против одного лица. Но мы знаем, что если нужно что-нибудь уничтожить, следует бить по самому чувствительному месту. Руби голову, и только тогда отвратительное явление будет сметено с лица земли. Вождем, идейным руководителем интриганства, подхалимства является одно лицо — Голованов.

— Комсомольская правда № 127 (912), 2 июня 1928 года.

Принятые партией и комсомолом «меры» обеспечили «преодоление головановщины» и имели результатом увольнение дирижёра в 1928 году, в 1930-м восстановлен, в 1936-м вновь уволен, в 1948-м восстановлен.

С 1919 года активно участвовал в работе оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом театре, преобразованной в 1926 году в Оперную студию-театр, а в 1928 — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), руководителем оперного отдела которого стал в 1938 году. Совместно с режиссёром M. H. Кедровым участвовал в работе над постановкой опер: «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Виндзорские проказницы» О. Николаи, «Княжна Мэри» В. А. Дегтярёва, «Дмитрий Донской» В. Н. Крюкова.

В 1926—1929 годах возглавлял симфонический оркестр Московской филармонии («Софила»). В 1929 году создал Оперный радиотеатр. В 1930-м стал главным дирижером этого театра и московского радиоцентра.

В 1937—1953 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета (ныне Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского) и Оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ