Голованов, Николай Семёнович: биография
Одновременно, в 1936—1947 годах выступал с Оркестром народных инструментов (ныне — имени Н. П. Осипова, в 1937—1940 — с Государственным духовым оркестром СССР.
Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио.
В 1916—1943 годах как пианист часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей А. Неждановой, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер.
С 1907 года вёл педагогическую деятельность в Синодальном училище. В 1925—1929 и 1943—1944 годах преподавал в Московской консерватории — профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников — дирижёры Л. М. Гинзбург и М.Н. Жуков.
Умер 28 августа 1953 года в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области) (по другим источникам — в Москве). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Музей-квартира (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки) находится в Брюсовом переулке, д. 7, кв. 10.
Семья
- Жена — Антонина Васильевна Нежданова (1873—1950) оперная певица, педагог. Народная артистка СССР (1936).
Творчество
Звучание оркестра Н. Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под его управлением состоялись первые исполнения Всенощного бдения А. Т. Гречанинова, Пятой, Шестой (1924), Двадцатой (1940), Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Н. Я. Мясковского, Второй симфонии Т. Н. Хренникова, «Симфонических танцев» (1943), Третьей симфонии (1943) С. В. Рахманинова, Пятого концерта для фортепиано с оркестром (1932), Четвертой симфонии (1933) С. С. Прокофьева.
Н. Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст. К. Зандерлинг, признавая, что в 1940-е годы Голованов как дирижёр был для него наиболее интересен, при этом отмечал:
Голованов как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижёр, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой, — почти преступно. Он все переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он „Картинки с выставки“ играл без интерлюдий. Он играл „Реквием“ Моцарта с бас-трубой! <...> Голованов, думаю, умел всё, но интересен был больше в опере.— Интервью Зандерлинга интернет-изданию «Русский журнал» (2007)
В 1923 году вместе с режиссёром В. А. Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник «Севильский цирюльник дыбом», пародировавший аванградную режиссуру, в частности, Вс. Мейерхольда. Все женские роли исполняли мужчины, мужские — женщины.
Н. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений. Музыка практически не исполнялась после его смерти, но сейчас переживает возрождение: в сезонах 2009—2012 ряд оркестровых сочинений был исполнен Российским Национальным оркестром под управлением М. Плетнева, Московский Синодальный хор осуществил исполнения духовных сочинений, а его фортепианная музыка также начинает периодически звучать в концертах.
Некоторые сочинения
- Опера-кантата «Принцесса Юрата» (на сюжет балтийской легенды, 1914)
- Опера «Богатырский курган» (по Г. Ибсену)
- Симфония
- Увертюра на русские темы
- Соната для фортепиано
- «Эстампы» для фортепиано
- Романсы (более 200)
- Духовные сочинения
- Две симфонических поэмы (в т. ч. «Саломея» (к постановке одноимённой пьесы О. Уайльда, Малый театр)
- Оркестровые сюиты
- Обработки народных песен различных. национальностей.
Дирижёрские постановки
- 1920 — «Князь Игорь» А. П. Бородина
- 1921 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
- 1923 — «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова
- 1924 — «Прекрасная Елена» (оперетта) Ж. Оффенбаха
- 1925 — «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского в редакции Ю. С. Сахновского
- 1926 — «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова
- 1927 — «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
- 1931 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
- 1931 — «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова
- 1932 — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова
- 1934 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова
- 1936 — «Тихий Дон» И. И. Дзержинского
- 1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
- 1949 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
- 1950 — «Хованщина» М. П. Мусоргского
- «Пиковая дама» П. И. Чайковского
- «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
- «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
- 1921 — «Петрушка» И. Ф. Стравинского
- 1923 — «Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер») Р. Вагнера
- 1923 — «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
- 1923 — «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
Фильмография
- 1951 — Большой концерт — Дирижёр («Князь Игорь»)
Литературные сочинения
- Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1.
- Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998;
- Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.
Награды и звания
- Народный артист РСФСР (1943)
- Народный артист СССР (1948)
- Сталинская премия первой степени(1946) — за концертно-исполнительскую деятельность
- Сталинская премия первой степени (1949) — за оперный спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
- Сталинская премия первой степени (1950) — за оперный спектакль «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
- Сталинская премия первой степени (1951) — за оперный спектакль «Хованщина» М. П. Мусоргского
- Орден Ленина (1951)
- Орден Трудового Красного Знамени (1937)
- Медаль «За оборону Москвы» (1949)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»