Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Голованов, Николай Семёнович: биография

Одновременно, в 1936—1947 годах выступал с Оркестром народных инструментов (ныне — имени Н. П. Осипова, в 1937—1940 — с Государственным духовым оркестром СССР.

Во время войны, находясь в Москве, продолжал давать концерты, работал на радио.

В 1916—1943 годах как пианист часто выступал в качестве аккомпаниатора вместе с женой, певицей А. Неждановой, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер.

С 1907 года вёл педагогическую деятельность в Синодальном училище. В 1925—1929 и 1943—1944 годах преподавал в Московской консерватории — профессор оркестрового и оперного классов. Среди учеников — дирижёры Л. М. Гинзбург и М.Н. Жуков.

Умер 28 августа 1953 года в посёлке Николина Гора (ныне Одинцовский район Московской области) (по другим источникам — в Москве). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Музей-квартира (филиал ВМОМК имени М. И. Глинки) находится в Брюсовом переулке, д. 7, кв. 10.

Семья

  • Жена — Антонина Васильевна Нежданова (1873—1950) оперная певица, педагог. Народная артистка СССР (1936).

Творчество

Звучание оркестра Н. Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под его управлением состоялись первые исполнения Всенощного бдения А. Т. Гречанинова, Пятой, Шестой (1924), Двадцатой (1940), Двадцать второй и Двадцать третьей симфоний Н. Я. Мясковского, Второй симфонии Т. Н. Хренникова, «Симфонических танцев» (1943), Третьей симфонии (1943) С. В. Рахманинова, Пятого концерта для фортепиано с оркестром (1932), Четвертой симфонии (1933) С. С. Прокофьева.

Н. Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст. К. Зандерлинг, признавая, что в 1940-е годы Голованов как дирижёр был для него наиболее интересен, при этом отмечал:

Голованов как никто умел заставить оркестр исполнять то, что хочет дирижёр, и в ритмическом, и в звуковом отношении. Но то, что он делал с музыкой, — почти преступно. Он все переворачивал по-своему, выравнивал все темпы. Я помню, он „Картинки с выставки“ играл без интерлюдий. Он играл „Реквием“ Моцарта с бас-трубой! <...> Голованов, думаю, умел всё, но интересен был больше в опере.

— Интервью Зандерлинга интернет-изданию «Русский журнал» (2007)

В 1923 году вместе с режиссёром В. А. Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник «Севильский цирюльник дыбом», пародировавший аванградную режиссуру, в частности, Вс. Мейерхольда. Все женские роли исполняли мужчины, мужские — женщины.

Н. Голованов — автор ряда оригинальных сочинений. Музыка практически не исполнялась после его смерти, но сейчас переживает возрождение: в сезонах 2009—2012 ряд оркестровых сочинений был исполнен Российским Национальным оркестром под управлением М. Плетнева, Московский Синодальный хор осуществил исполнения духовных сочинений, а его фортепианная музыка также начинает периодически звучать в концертах.

Некоторые сочинения

  • Опера-кантата «Принцесса Юрата» (на сюжет балтийской легенды, 1914)
  • Опера «Богатырский курган» (по Г. Ибсену)
  • Симфония
  • Увертюра на русские темы
  • Соната для фортепиано
  • «Эстампы» для фортепиано
  • Романсы (более 200)
  • Духовные сочинения
  • Две симфонических поэмы (в т. ч. «Саломея» (к постановке одноимённой пьесы О. Уайльда, Малый театр)
  • Оркестровые сюиты
  • Обработки народных песен различных. национальностей.

Дирижёрские постановки

  • 1920 — «Князь Игорь» А. П. Бородина
  • 1921 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
  • 1923 — «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова
  • 1924 — «Прекрасная Елена» (оперетта) Ж. Оффенбаха
  • 1925 — «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского в редакции Ю. С. Сахновского
  • 1926 — «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1927 — «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
  • 1931 — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
  • 1931 — «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова
  • 1932 — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1934 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1936 — «Тихий Дон» И. И. Дзержинского
  • 1948 — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  • 1949 — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1950 — «Хованщина» М. П. Мусоргского
  • «Пиковая дама» П. И. Чайковского
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
  • «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
  • 1921 — «Петрушка» И. Ф. Стравинского
  • 1923 — «Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер») Р. Вагнера
  • 1923 — «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
  • 1923 — «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова

Фильмография

  • 1951 — Большой концерт — Дирижёр («Князь Игорь»)

Литературные сочинения

  • Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1.
  • Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998;
  • Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.

Награды и звания

  • Народный артист РСФСР (1943)
  • Народный артист СССР (1948)
  • Сталинская премия первой степени(1946) — за концертно-исполнительскую деятельность
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за оперный спектакль «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за оперный спектакль «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за оперный спектакль «Хованщина» М. П. Мусоргского
  • Орден Ленина (1951)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1937)
  • Медаль «За оборону Москвы» (1949)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ