Татьяна Михайловна Горичева (род. 12 августа 1947, Ленинград) — русский христианский философ, активный защитник прав животных.
Образование
Училась в ленинградской школе № 261, после семи классов поступила в Радиополитехникум при заводе «Светлана», закончила его с дипломом технического переводчика с немецкого. Затем училась на философском факультете ЛГУ, специализируясь по дисциплине «современная буржуазная философия», по индивидуальной программе изучала работы Шопенгауэра, Дильтея, Макса Шелера, Гуссерля, Хайдеггера и др.
Переписка с Хайдеггером
В 1974 ездила на Всемирный гегелевский конгресс в Москве, там познакомилась с друзьями Хайдеггера, которые передали немецкому философу её письмо, между ними завязалась переписка (через ГДР). Незадолго до смерти Хайдеггер вспоминал, что большой радостью для него было знакомство с молодым русским философом. В одном из писем Хайдеггер прислал Горичевой свои поздние стихи, ещё нигде на тот момент не опубликованные.
Журнал «37» и религиозные семинары
Татьяна отнесла стихи поэту Виктору Кривулину (это стало причиной для их знакомства, дружбы и в дальнейшем — брака). Они поселились в квартире 37 на Курляндской улице, ставшей одним из центров встреч для «второй культуры» (культурного андеграунда советских времен). Они стали выпускать самиздатский религиозно-философский и культурный журнал «37», вокруг которого собиралась нелегальная и полулегальная творческая общественность Ленинграда и других городов, многие были постоянными посетителями кафе «Сайгон».
Горичева пришла к христианству в 26 лет, благодаря опыту откровения, который она получила, читая молитву «Отче наш». Каждую неделю она проводила религиозные семинары, а Виктор Кривулин — поэтические. Участвовали в основном православные неофиты, творческая интеллигенция (Лев Александрович Руткевич, Евгений Пазухин, Галина Григорьева, Борис Гройс, поэты Василий Филиппов, Сергей Стратановский, Олег Охапкин, литераторы Вячеслав Долинин, Борис Останин, художник Анатолий Васильев, были и священники — Тео Ван дер Форт, запрещённые в служении баптисты, Виктор Антонов, Виктор Алымов, Николай Симаков и др.) Семинар регулярно проводился в течение почти десяти лет и продолжался после высылки Горичевой за границу.
Женское движение
В 1979 несколько питерских интеллектуалок (Юлия Вознесенская, Наталья Малаховская, Татьяна Мамонова и Татьяна Горичева) выпустили первый независимый женский журнал «Женщина и Россия», который стал широко известен за рубежом. Журнал впервые правдивым языком рассказывал о положении советской женщины и отстаивал духовные ценности перед лицом официальной пропаганды. Немедленно начались преследования со стороны КГБ, участниц движения (оно быстро разрасталось) арестовывали, сажали в тюрьмы и психиатрические лечебницы. А трёх женщин, возглавивших движение, 20 июля 1980 года, в первый день московской Олимпиады, выслали за пределы Советского Союза. При Андропове женское движение было полностью уничтожено.
На Западе (с 1980 по 1988)
Оказавшись в Европе, Горичева стала известна благодаря своим книгам и многочисленным выступлениями. Её приглашали католики, протестанты, православные, различные университеты и религиозные движения в десятках стран мира (Европа, Бразилия, Чили, Эквадор, Южная Корея, Канада и др.). В Германии спонтанно возникло движение, назвавшее себя «Секретариат Татьяны Горичевой», которое организовывало материальную и духовную помощь России. Ещё до падения железного занавеса в Германии издавались и отправлялись в Россию литургические книги, Добротолюбие, православный катехизис, книги старцев, богословская литература. На пожертвования Секретариата восстанавливались церкви и монастыри, осуществлялась помощь приходам и отдельным людям.
В Германии Горичева училась в католическом Институте святого Георгия (Франкфурт-на-Майне).
Переехав в в 1981 году в Париж, поступила в Свято-Сергиевский православный богословский институт, слушала лекции в Сорбонне. На свои средства организовала религиозно-философское издательство «Беседа», выпускала одноименный журнал, (всего вышло тринадцать номеров). В издательстве печатались книги не публикуемых в Союзе авторов — поэтов Елены Шварц, Виктора Кривулина, Олега Охапкина, «Философский дневник» Бориса Гройса (Гройс, Борис Ефимович) и др.