Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Дандарон, Бидия Дандарович: биография

Процесс Дандарона

Вокруг Дандарона сформировалась община, в которую входили несколько десятков человек из Ленинграда, Москвы, Тарту, Вильнюса. Некоторые из его учеников работали в Восточном отделе Музея истории религии и атеизма (Казанский собор). Сотрудники музея регулярно ездили в Бурятию в археологические экспедиции.

В Ленинграде Дандарон создал буддийскую общину, за что в 1972 году был арестован и обвинён в «организации буддийской секты». Вместе с ним были арестованы его четверо учеников, у остальных взяли подписку о невыезде. В Москве были допрошены известные востоковеды О. Ф. Волкова и А. М. Пятигорский (московский Институт востоковедения АН СССР) – ученики Дандарона, из Эстонии вызвали Л. Э. Мялля. Привлекались также востоковеды Ю. М. Парфионович, Б. И. Кузнецов, В. И. Рудой. Следствие пыталось организовать большой антибуддийский процесс со многими обвиняемыми, но отсутствовали доказательства обвинения, и властям нежелательна была огласка происходившего в научных кругах СССР и за границей. Перед Волковой и Пятигорским извинились, незаконно отобранные материалы были возвращены. Некоторые ученики Дандарона — А. Железнов и Ю. Лавров из Улан-Удэ, В. М. Монтлевич из Ленинграда, Д. Буткус из Вильнюса — были заключены в психиатрические больницы. Остальных освободили, уволив с работы.

Судили одного Дандарона. Адвокаты Н. Я. Немеринская и Н. Я. Герасименко настаивали на полной невиновности. По настоянию прокурора Байбородина Дандарон был приговорен к 5 годам лагерей общего режима и был отправлен в посёлок Выдрино на южном берегу Байкала. В лагере он написал серию писем ученикам, в которых продолжил синтез буддизма с современными представлениями о мироустройстве — «Чёрную тетрадь». Рукопись была конфискована при обыске в лагере.

В октябре 1974 года Дандарон не раз уходил в самадхи. Он предупреждал сидевших с ним, чтобы в это время его не трогали, и сокамерники к этому привыкли. Однажды он объявил о семидневном «уходе»: «не будет дыхания и сердце не будет биться». И он действительно ушёл 26 октября 1974 года.

Дань памяти

В 1997 г. ученик Дандарона Ю. К. Лавров организовал поездку в Выдрино и извлёк прах учителя из могилы. В течение года прах хранился на родине Дандарона в Кижинге. В тайге на вершине горы Тэбхэр Майла в 15 км от с. Кижинга в долине реки Кудун началось строительство ступы Дандарона. Строительство велось силами последователей традиции Дандарона, жителями Кижинги, Улан-Удэ и приехавшими учениками учеников Дандарона из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Кременчуга и Челябинска с 1997 по 2005 годы. Ступа, автором проекта которой был Ю. К. Лавров (умер в 2002 г.), выполнена в непальском стиле, не характерном для бурятского буддизма.

Место для ступы было выбрано в ста метрах от руин ступы, которую в 1966 г. строил своему отцу Агвану Синам Тузол Доржи сам Б. Д. Дандарон (она была разрушена советской администрацией). В 1998 г. на этом месте был захоронен прах Дандарона. 15 октября 2003 г. водружён купол сферы ступы. В Москве Нестором Парастаевым было изготовлено сваямбху внешней ступы (луна сделана в виде лодки, солнце как шар, а объёмное бинду — с тремя изгибами). 15 июля 2004 г. сваямбху было водружено на шпиль ступы. Рисунок глаза был выполнен Еленой Макаровой в 2005 году. 18 июля 2005 года была завершена покраска. К этому времени на гору съехались родственники Дандарона и жители Кижинги и Усть-Орота — вместе со строителями около семидесяти человек. Был проведён ритуал Согшод и праздничное пиршество.

Сочинения

  • «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятии» (1960-1965)
  • «Источник мудрецов: Парамита и мадхьямака» (1968)
  • Перевод с тибетского «Истории Кукунора» Сумба-хамбо (1972).
  • Символ Веры
  • Краткий тибетско-русский словарь. М., 1959 (совм. с Ю. М. Парфионовичем и Б. В. Семичовым)
  • О тибетско-монгольском словаре "Источник мудрецов" // Труды БурКНИИ СО АН СССР. Сер. востоковедения. 1960. Вып. 3. С. 58-68 (совм. с Б. В. Семичовым);
  • За великой правдой: Повесть. Улан-Удэ, 1966 (пер. с бурят. яз.; совм. с Б. Санжином);
  • Буддийская теория индивидуального Я // МИФЦА. Вып. 3. Улан-Удэ, 1968. С. 34-52;
  • Элементы зависимого происхождения по тибетским источникам // Труды по востоковедению. Т. 1. Тарту, 1968. С. 213-233; [1]
  • Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЭ-ХУМ // Труды по востоковедению. Т. 2, ч. 2. Тарту, 1973. С. 463-477; Мысли буддиста. Владивосток, 1992; [2]
  • Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма // Гаруда. 1993. № 1. С. 3-13; [3]
  • Общая схема совершенствования по пути мантраяны // Там же. 1994. № 1 (6). С. 2-5; [4]
  • Дандарон Б. 99 писем о буддизме и любви (1956-1959). — СПб: Дацан Гунзэчойнэй, 1995. — 348 с. — 1000 экз. — ISBN 5-87290-033-3.; др. изд.: Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике. — СПб.: Алетейя, 1997. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89329-048-8.
  • Чёрная тетрадь: О четырёх благородных истинах Будды. СПб., 1995;
  • Теория шуньи у мадхьямиков // Гаруда. 1996. № 1. С. 3-9; Символ веры // Там же. № 2. С. 1-2; Буддизм: Сб. ст. СПб., 1996; [5]
  • Нацог-Рандол: Карнатантра, опора Великого Учения, называемая "Зерцало механизма глубокого содержания" // Гаруда. 1997. № 2. С. 19-32 (пер.); Чёрная тетрадь. Т. 1: Письма о буддийской этике. Т. 2: Мысли буддиста. СПб., 1997; Aga Monastery // Encyclopedia of Buddhism. Vol. 1. Colombo, 1963. P. 249-250.
  • Буддийская теория отсутствия индивидуального Я // Материалы по истории и философии Центральной Азии, вып. 3. Улан-Удэ, 1968, с. 34–52.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ