Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Катаев, Виталий Витальевич

Катаев, Виталий Витальевич

Педагоги

23 декабря 1925 - 12 марта 1999

советский дирижёр и педагог


Виталий Витальевич Катаев (1925—1999) — советский дирижёр и педагог. Заслуженный артист Белорусской ССР (1966). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993). Профессор (1985).

Биография

В. В. Катаев родился 23 декабря 1925 года.

Его отец – Виталий Петрович Катаев (1893 – 1969) – закончил Горный институт в Екатеринбурге (1917), во время Гражданской войны был адъютантом генерала Б. Зиневича в штабе А.В. Колчака. После Гражданской войны руководил лабораторией Московского технологического института (канд. технич. наук). С начала Великой Отечественной войны активно участвовал в эвакуации московских фабрик и предприятий. Увлекался классической музыкой, свободно играл на фортепиано, часто устраивал семейные концерты. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945). Мать – Вера Алексеевна Катаева (Киселевич) (1900–1987) – камерная певица, с 1930-х гг. выпускались грампластинки с записями романсов и песен в ее исполнении. С начала Великой Отечественной войны в составе концертных бригад ездила по передовым позициям 1-го и 2-го Белорусского и 1-го и 2-го Украинского фронтов с концертами в поддержку офицеров и солдат их армий. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945) и «Ветеран труда» (1974).

С 1934 г. В. В. Катаев учился в московской Центральной музыкальной школе по классу скрипки у В. М. Вульфмана, затем у А. К. Габриэляна.

В 1942 г. ушёл на фронт, служил в 120-мм миномётной батарее 14-го стрелкового полка 343-й стрелковой бригады, затем в военных оркестрах, где впервые начал дирижировать.

После демобилизации (1948) работал скрипачом в различных московских оркестрах, в 1951 году окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по классу скрипки А. К. Габриэляна. В том же году поступил на отделение оперно-симфонического дирижирования МГК имени П. И. Чайковского, классы К. П. Кондрашина и Е. Я. Рацера, посещал также класс Н. П. Аносова. Сразу по окончании МГК имени П. И. Чайковского (1956) был принят в аспирантуру ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова (1959) под руководством Н. С. Рабиновича.

В 1956 году В. В. Катаева, ещё аспиранта, пригласили занять пост главного приглашённого дирижёра Симфонического оркестра Карельского радио (Петрозаводск).

По окончании аспирантуры (1959) работал дирижёром и педагогом Оперной студии ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.

С 1960 возглавляет кафедру оперной подготовки ГМПИ имени Гнесиных, совмещая педагогическую работу с концертной деятельностью в Москве.

В 1962 году В. В. Катаев принимает приглашение занять пост художественного руководителя и главного дирижёра ГАСО БССР (Минск). По его инициативе в 1966 году в БелГК создаётся кафедра оперно-симфонического дирижирования, которую он возглавляет до 1968 года.

В 1972—1974 годах — художественный руководитель и главный дирижёр Государственного духового оркестра России, в 1976 года приглашается на пост художественного руководителя и главного дирижёра Ленинградского ЛМАТОБ имени М. П. Мусоргского, где работает в течение полутора лет.

С 1972 по 1999 год В. В. Катаев работал в Оперной студии МГК имени П. И. Чайковского(дирижёр, руководитель музыкальных спектаклей). С 1995 года — главный дирижёр Билькентского академического симфонического оркестра ВАSSO (Анкара-Билькент, Турция).

Скончался 12 марта 1999 года. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

Семья

Жена — Любовь Григорьевна Бергер (1931—1999) — музыковед, искусствовед, кандидат философских наук. Закончила Московскую консерваторию как музыковед и органист (1956, класс A. Ф. Гедике), а также отделение истории искусств МГУ (1955). Автор более 20 работ о современной музыке, истории культуры, философии, теории и истории музыки и её связях с другими видами искусства. Осн. работы: «О выразительности музыки Д. Д. Шостаковича» (сб. «Черты стиля Д. Шостаковича», М., Сов. композ., 1962); «Контрапунктический принцип композиции в творчестве П. Хиндемита» (сб. «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», М., Музыка, 1971); «Соответствие полифонического и гомофонного стилей пространственным концепциям искусства» (сб. «Театр. пространство», М., Сов. худож., 1979); «Восточные истоки выразительности античной музыки и её европейское композиционное мышление» (сб. «Культура и искусство Античного мира», М., Сов.худож., 1980); «Перспективы компьютерно-акустической музыки» (сб. «Динамика культурных и социальных связей», Ин-т Философ. РАН, 1992); «Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля», («Вопросы философии», 1994, № 4); «Эпистемология искусства» (монография, Ин-т Философ. РАН, М., Русск.мир, 1997).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ