Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Катаев, Виталий Витальевич: биография

Дочь — Ирина Витальевна Катаева (р. 1954), пианистка, педагог. Окончила Московскую консерваторию по классу Я. И. Мильштейна (1980) и аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных по классу Е. М. Славинской (1985). Наряду с концертной деятельностью в Западной Европе, России и США и участием в записях компакт-дисков, является профессором и ведёт фортепианнный класс в Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца - Региональной консерватории Париж-Эври. Регулярно проводит мастер-классы и концерты с Молодежной оперной программой Большого театра России. С 2012 — худ. руководитель фестиваля «Музыкальные встречи» в г. Обтерр (Франция). Муж – французский пианист Пьер-Лоран Эмар (р. 1957).

Сын — Григорий Витальевич Катаев (р. 1964) – режиссёр, окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. М. Хуциева). Член Союза кинематографистов (2001), Гильдии кинорежиссеров России, преподаватель ВГИКа. Ведет режиссуру и актерское мастерство во ВГИКе и в МИТРО, читает лекции в университетах США

Брат — Игорь Витальевич Катаев (р. 1922) - композитор, пианист, педагог. Солист Московской филармонии. Член Союза композиторов России (1970). Окончил Московскую консерваторию как пианист (1950, кл. Л. Н. Оборина) и ГМПИ им. Гнесиных как композитор (1970, класс А. Г. Чугаева). С 1992 - проф. Остравской консерватории (Чехия). В 2016 году вернулся в Россию, его произведения исполняются на «Московской осени 2016» и на других российских фестивалях. Несмотря на свой возраст, И. В. Катаев с успехом выступает как пианист и аккомпаниатор.

Симфоническое дирижирование

В. В. Катаев в своей исполнительской деятельности всегда искал новые пути. В 1963 он исполнил в Минске 13-ю симфонию Д. Д. Шостаковича — вскоре после московской (мировой) премьеры, вызвавшей острую реакцию официального советского руководства. Многие его концерты и гастрольные выступления ломали советские стереотипы восприятия современной западной музыки. Смелость, необходимая для исполнения сочинений некоторых советских и современных западных авторов, рождалась из ясного понимания своей художественной цели. Эта артистическая бескомпромиссность и отказ вступить в КПСС сказались в дальнейшем на карьере В. В. Катаева, лишив его многих возможностей и более высокого положения в официальной музыкальной иерархии страны, однако талант, сильный характер и огромная работоспособность позволяли ему достигать поставленных перед собой творческих целей.

В. В. Катаев работал с оркестрами Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, многих других городов СССР, а также в Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Финляндии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Румынии и Турции. Вместе с ним на сцене выступали С. Т. Рихтер, Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я. В. Флиер, М. Л. Ростропович, Л. Б. Коган, И. Менухин, Дж. Огдон, М. Фрагер, П.-Л. Эмар, В. В. Третьяков, Г. Л. Соколов, Д. Б. Шафран, А. Б. Любимов, В. В. Крайнев, Р. Р. Керер, Т. П. Николаева, О. М. Каган, Н. Г. Гутман, Н. Н. Шахвская, А. Чикколини, И. А. Монигетти, М. Усиода и многие другие музыканты.

В концертах В. В. Катаева исполнялись реквиемы В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, «Военный реквием» Б. Бриттена, «Страсти» И. С. Баха, симфонии и концерты Л. ван Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Дворжака, Ф. Мендельсона, С. В. Рахманинова, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, «Песнь о Земле» и симфонии Г. Малера, симфонические поэмы Р. Штрауса, сюиты и симфонии И. Ф. Стравинского, «Симфонические танцы» К. Штокхаузена, «История доктора Иоганна Фауста» и симфонии А. Г. Шнитке.

Явлениями были премьеры В. В. Катаева в качестве дирижёра-режиссёра: оратория А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре», полная театрально-сценическая постановка (Минск, Рига, Вильнюс, 1969-71; Ленинград, БКЗ «Октябрьский», 1974); поэма «Прометей» А. Н. Скрябина с полным цвето-световым сопровождением согласно замыслу автора (Ленинград, БКЗ «Октябрьский», 1974, солист А. Б. Любимов); оратория С. С. Прокофьева «Царь Иван Грозный» — театрально-сценическая постановка с участием И. М. Смоктуновского (Минск, 1992; Париж, 1992-93, Петрозаводск, 1994). Среди других крупных российских и зарубежных премьер дирижёра — симфония № 1 «Иеремия» Л. Бернстайна (1983), «Реквием» Э. В. Денисова (1984), оратории «Преображение…» и «Еt ехресtum…» О. Мессиана в 1985-86, симфонии К. Нистеда (Норвегия), М.Блёза (Франция), Ф. Тишхаузера (Швейцария) в 1987—1990. Впервые после 113-летнего перерыва в 1980 В. В. Катаев исполнил в Москве с Большим симфоническим оркестром симфонию Э. Грига и стал титульным редактором первого в мире издания этой партитуры (М., «Музыка», 1985). Он записал диски с такими редко исполняемыми сочинениями, как «Реквием» Э. В. Денисова, Симфония № 1 Л. Сумеры (Эстония), Симфония № 5 А. Л. Локшина.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ