Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Климов, Евгений Александрович: биография

Исходными положениями концепции ИСД, интегрирующих идеи дифференциальной психологии А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева и физиологии типов высшей нервной деятельности И. П. Павлова, Б. М. Теплова и др., были следующие экспериментально установленные факты: 1) у любого человека имеются стойкие качества, существенные для успеха деятельности, но практически невоспитуемые (так как они обусловлены типологическими свойствами нервной системы); 2) для любого идивидуума существуют несколько разных по способам, но равноценных по конечному эффекту варианты приспособления к дея­тельности; 3) в большинстве массовых профессий имеются широкие возможности компенсаторного преодо­ления слабо выраженных способностей; 4) формирование целостной личности есть процесс активного усвоения ею культуры и смыслов труда и общения на основе развертывания генетической программы и врожденных задатков, активного осознания и самоосознания своих отношений с миром.

Исследования функций индивидуального стиля деятельности в спортивной деятельности, впервые описанные учеником Е. А. Климова Б. И. Якубчиком (1965) в деятельности спортсменов-акробатов, были прослежены в работах казанских психологов у гребцов-байдарочников (В. М. Шадрин,1967), юных спортсменов-акробатов (В. П. Мерлинкин, 1968) стали также одним из направлений исследований в пермской лаборатории спортивной психологии Б. А. Вяткина, например, у гимнасток (Л. М. Кумановская, 1968). «Отечественная концепция индивидуального стиля деятельности (ИСД), разработанная Е. А. Климовым и В. С. Мерлиным, реализует понимание стиля как определенной психологической системы, как его связь с конкретными индивидуальными особенностями человека. Стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальностью субъекта, а формируется как „ин­тегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта“. Стиль может изменяться при изменении условий деятельности. Формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием индивидуальных особенностей субъекта. В зависимости от объективных требований дея­тельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях», верно отмечает В. А. Толочек.

Наиболее важные публикации и результаты деятельности

См. Казанская психологическая школа.

Полный список работ Е. А. Климова см. [3].Часть из них в этот, Казанско-Пермский период, выполнена под руководством и/или издана в Перми под редакцией В. С. Мерлина.

Ленинградский период (1968—1980)

В 1968—1976 гг. — заведовал отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1969 г. в ЛГУ защитил докторскую диссертацию «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта».

Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова

C начала 1970-х гг. Е. А. Климов начинает развивать концепцию субъектно-деятельностного подхода в рамках задач профессионального самоопре­деления и профконсультирования.(См. Эта концепция раскрывалась сначала в многопризнаковой психологической классификации профессий, в основе которой лежит осознаваемое отношение человека к окружаю­щей его действительности, его интересы, склонности и возможности. Концепция направляет взгляд исследователя в первую очередь на духовный мир человека: его интересы, цености, мировоззрение, смыслы; познавательную активность; стремление к осознанию и пониманию отношений в обществе и окружающем мире, к осознанию своих возможностей и ответственности в рамках эргатической системы, которая представлена многообразием субъектно-объектных взаимосвязей, обусловленных объективной реальностью разнообразного мира про­фессий (человек-природа; человек—техника; человек—общество; человек—человек; человек—среда—техника, человек-знаковые системы и др.). Методологическая основа концепции — систем­ный подход в изучении субъект-объектных взаимосвязей, специфичных для профессионального труда.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ