Климов, Евгений Александрович: биография
Научная и педагогическая деятельность
Более двадцати лет Е. А. Климов читал студентам факультета психологии Московского университета общий курс «Психология труда», а также спецкурс «Психология профессионального самоопределения», осуществлял общее руководство разделом спецпрактикума по теме «Профориентационное психологическое изучение профессий». Часть лучших студенческих работ, выполненных на базе профессионально-технических училищ, была опубликована в сб. «Человек и профессия» (вып 9, Л., 1986).
Е. А. Климов — руководил сбором профессиоведческой информации в рамках проекта «Профессии Московского университета», которую собирали студенты-психологи. Итоги (свыше 200 описаний специальностей, специализаций и трудовых постов, доступных выпускникам Московского университета) были представлены в 2005 г. в рамках интернет-выставки на юбилейном сайте МГУ.
Свыше 30-ти вариантов специализаций профессии психолога было описано под его руководством (см. раздел «Психология как профессия»).
В последние годы сотрудники лаборатории психологии профессий и конфликта, которой он руководит, ведут занятия со студентами 1-го курса факультета психологии по дисциплине «Введение в профессию».
Научно-педагогический вклад в подготовку кадров в области психологии и педагогики
Под руководством Е. А. Климова на кафедре педагогики и психологии Казанского университета, на кафедре психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, на факультете психологии Московского госуниверситета защищены несколько десятков дипломных работ по разным отраслям психологии, подготовлено и защищено около 40 кандидатских и докторских диссертаций по нескольким специальностям психологической науки СССР и России.
Области научных интересов
Области научных интересов Е. А. Климова весьма многоплановы и связаны с разработкой фундаментальных, но слабо развитых в отечественной психологии проблем:
- дифференциальной психологии,
- психофизиологии,
- проблема индивидуального стиля различных видов деятельности (игры, учения, общения и труда) как важное направление в системной концепции интегральной индивидуальности,
- педагогической психологии,
- профессиональной педагогики,
- психологического профессиоведения,
- психологии профориентации,
- профессионального самоопределения,
- психология становления профессионала,
- проблемы теории, истории и методологии психология становления профессионала,
- психологии профессионального сознания и
- самосознания человека как субъекта труда и общения.
Научная деятельность в отечественном и международном психологических сообществах
- профессор с 1970;
- заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова с 1992;
- декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (с 1986 по 2000 г.);
- заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (1983—2003).
- действительный член Российской академии образования (избран как действительный член Академии педагогических наук СССР в 1985 г., как член-корреспондент — в 1974 г.);
- академик Международной академии психологических наук (1993),
- академик Международной академии акмеологических наук (1993),
- академик Международной академии информатизации (1994).
Научно-организационная и редакторская деятельность
После распада СССР Е. А. Климов был в 1994 г. в числе организаторов-учредителей всероссийской профессионально-психологической организации, дважды избирался президентом Российского психологического общества (в 1994 и 1998 г.), готовил Устав и Программу деятельности РПО, участвовал в организации и проведении многих всероссийских психологических конференций. В качестве руководителя советов по психологии и педагогике УМО университетов РФ Е. А. Климов принимал участие в разработке образовательных стандартов первого и второго поколения.