Ирина Александровна Колпакова (род. 22 мая 1933, Ленинград, РСФСР, СССР) — артистка балета и педагог, прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, народная артистка СССР (1965), Герой Социалистического Труда (1983), лауреат Государственной премии СССР (1980). Также занималась постановочной и общественной деятельностью, была депутатом Верховного Совета СССР IX созыва (1974—1979).
Биография
Внешние изображения | |
---|---|
И. Колпакова (портрет) |
Ирина Александровна Колпакова родилась 22 мая 1933 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). В 1951 году окончила Ленинградское хореографическое училище по классу Агриппины Вагановой (1879—1951; этот выпуск стал последним для педагога).
В течение многих лет была прима-балериной Кировского театра, на сцене которого исполнила множество балетов, став признанной исполнительницей партий классического репертуара: Раймонды, Жизели и Сильфиды в одноимённых балетах, Сильфиды в «Шопениане» и, особенно, принцессы Авроры в «Спящей красавице».
Образ Авроры — одно из самых совершенных созданий балерины. Здесь счастливо соединились достоинства природные и воспитанные. Утончённость юного облика и светлый лиризм, инструментальность танца и тяга к обобщению — всё слилось, чтобы вызвать к жизни образ поразительной цельности. Виртуозная танцовщица, Колпакова уверенно поднялась на вершину академизма, утверждённого девятнадцатым веком и усовершенствованного техникой двадцатого. Основное же достижение балерины — в раскрытии музыкально-хореографического содержания балета. Её образный танец воплощает прекрасный и нежный, как юность, идеал, вечно живущий в сознании человека, его немеркнущее под натиском тёмных сил сияние, его конечное торжество и бессмертие. Партия Авроры в её исполнении движется по течению балета-симфонии, набирая художественную силу, становясь ведущей, последовательно развивающейся темой хореографической партитуры.— Марина Ильичёва. «Ирина Колпакова». «Солисты балета». Л.: Искусство, 1986
Венец её актёрских работ в классическом репертуаре — принцесса Аврора в «Спящей красавице», хрустальная статуэтка, сама нежность, изящество, чистота, благородство. Одним словом — Принцесса.— Нина Аловерт. «Ирине Колпаковой — 75». «Русский базар». № 21 (631) (2008)
Уже в первые сезоны работы в театре определилась приверженность юной актрисы классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности, помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в партиях Авроры и Раймонды.— С.М.Вольфсон. «Мастера балета», 1967 г.
Колпакова стала первой исполнительницей в балетах Юрия Григоровича «Каменный цветок» (Катерина) и «Легенда о любви» (Ширин).
С 1971 года — педагог-репетитор Театра им. Кирова. Окончила ЛГК имени Н. А Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре под руководством П. А. Гусева, 1982).
Депутат Верховного совета СССР IX созыва (1974—1979). С 1986 года — член правления Союза театральных деятелей РСФСР.
С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, была профессором кафедры классического танца. В 1990-х годах в течение нескольких сезонов работала балетмейстером-репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке.
В 1996 году Ирине Колпаковой «за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства» указом президента РФ была установлена Президентская пенсия.
Проживает в Толстовском доме, а также на Манхэттене (Нью-Йорке, США).
Личная жизнь
Супруг Ирины Колпаковой — танцовщик Владилен Семёнов (род. 1932; народный артист СССР, 1983). Их дочь Татьяна закончила Мухинскую академию, работает в Петербурге дизайнером по костюмам в Петербурге; внук Никита родился в США, учится менеджменту в одном из петербургских университетов.
Я очень смутно помню, как примерно в конце 50-х по ТВ показывали Колпакову с партнером, победивших на каком-то конкурсе балета в Париже. Она показывала тапочки Анны Павловой, которые получила там в подарок. Колпакова удивляла своей некрасивостью и невзрачностью. Ее партнер был наоборот, очень даже недурен собой, белокурый, симпатичный. Но что-то у него было с одним глазом - то ли бельмо, то ли косоглазие. Я потом часто старалась угадать, кто же был этот парень? Похоже это был тот, который потом покончил с собой перед уходом на пенсию. Он быстро разжирел, и ему перестали давать роли. Колпакова же наоборот, быстро набирала обороты и стала балетной примадонной театра. В интернете я ничего такого не нашла, хотя очень хотела развеять свои сомнения