Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Курдюмов, Валериан Иванович: биография

Именно данная особенность преподавания в русских технических учебных заведениях того времени, ныне, к сожалению, утраченная, во многом определила круг научных интересов В.И.Курдюмова – прежде всего, увлечение начертательной геометрией.

В июне 1878 года Валериан Иванович окончил Институт инженеров путей сообщения по первому разряду, одиннадцатым по успехам среди 92-х выпускников. Вместе с ним получил диплом Николай Георгиевич Михайловский, впоследствии ставший известным писателем Гариным-Михайловским, посвятившим немало страниц в своих произведениях жизни студентов и инженеров-путейцев. В.И.Курдюмов был оставлен при институте "сверхштатным репетитором без содержания" – вел практические занятия на кафедре общих начал строительного искусства, возглавляемой профессором К.К.Коковцевым. Одновременно он поступил на службу в технико-инспекторский комитет департамента шоссейных и водяных сообщений министерства путей сообщения. По линии комитета зимой 1879 года Валериан Иванович получил командировку в Баку для изучения вопроса о введении нефтяного отопления на паровозах строившейся в ту пору Закавказской железной дороги. Именно на Кавказе он осознал себя как инженера: вернувшись в столицу, оставляет чиновничью службу в комитете и летом 1880 года поступает в "Общество Поти-Тифлисской железной дороги" на строительство линии Самтредиа–Батум, а затем участка Кутаис–Ткибули. По словам его ученика Н.А.Рынина, здесь В.И.Курдюмов "произвел ряд ответственных построек на железнодорожных ветках, например моста через реку Куру, и глубокие выемки в скалистых грунтах". Впрочем, молодого специалиста интересует весь комплекс проблем, связанных со строительством и эксплуатацией Закавказской дороги. Он выступает горячим сторонником прокладки магистрального нефтепровода Баку – Батум (идеи, в ту пору разделявшейся лишь самыми дальновидными инженерами и учеными), собирает богатый статистический материал и на его основе высказывает ряд соображений об экономической эффективности Закавказской дороги и ошибках, допущенных при ее проектировании. С 1882 года В.И.Курдюмов начинает публиковаться в технических журналах.

Летом 1884 года Валериан Иванович возвращается в Петербург, вновь поступает в департамент шоссейных сообщений и в родной институт. Ректор М.Н.Герсеванов писал по этому поводу министру путей сообщения К.Н.Посьету: "Имея в виду... что для преподавательской деятельности в институте желательно бы иметь именно таких людей, как г.Курдюмов, т.е. хорошо заявивших себя как на практической деятельности, так и на литературном поприще, я имею честь почтительно просить Ваше Высокопревосходительство о зачислении инженера Курдюмова по Министерству, т.е. о предоставлении ему прав государственной службы с целью воспользоваться им – Курдюмовым для учебных целей института..."Сразу же, в 1884/85 учебном году, профессор Коковцев поручает молодому преподавателю чтение лекций по дисциплине "Основания сооружений", которая до этого специально в институте не изучалась. Параллельно с разработкой программы В.И.Курдюмов должен был создать учебные пособия для студентов. С этой задачей он блестяще справился. Только за первые пять лет вышло в свет 10 его работ, в том числе "Устройство оснований при помощи сжатого воздуха (кессоны)", "Свайные работы" и "Краткий курс основани и фундаментов", выдержавший в дальнейшем четыре переиздания. Будучи по натуре первопроходцем, Курдюмов в том же 1884 году берется еще за одно совершенно новое дело: организует небольшую фотолабораторию и впервые пробует применить фотографию в научно-технических исследованиях. Вскоре и М.Н.Герсеванов выступает с инициативой введения в институте факультативных занятий по фотографии. С начала 1885 года Курдюмову поручается ведение всех практических и лабораторных занятий по этой дисциплине. Возглавляемая им фотолаборатория быстро приобретает известность. Помимо студентов-путейцев, ее начинают посещать практикующие инженеры и преподаватели других учебных заведений; принимаются многочисленные заказы от предприятий, обществ и частных лиц. Императорское русское техническое общество (ИРТО) признает "за Институтом инженеров путей сообщения императора Александра I заслугу первого введения фотографии в высшем учебном заведении России", а сам Валериан Иванович становится одним из учредителей V Фотографического отдела ИРТО.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ