Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Курдюмов, Валериан Иванович: биография

Что же касается научного применения фотографии, здесь В.И.Курдюмов достиг поистине выдающихся результатов. Еще раньше он отмечал: "В большинстве сочинений по строительному искусству [наука об основаниях сооружений] была в положении пасынка, благодаря чему в ней... так много остается предрассудков и рутины... Железные дороги выдвинули целый ряд теоретических вопросов, разработка которых породила обширную техническую литературу, но... теория положительно не успевает следить за быстрыми шагами практики... Если излишняя смелость по своим последствиям преступна, то излишняя осторожность, влекущая за собой напрасную трату денег и труда, низводит инженерное дело со степени науки". В 1888–1889 годах В.И.Курдюмов приступает к серии экспериментов, призванных вывести теорию оснований сооружений из состояния "младенчества". Ученым был сконструирован опытный стенд, представлявший собой наполненный песком стеклянный ящик, в который помещалась модель фундамента. Нагрузка на нее создавалась домкратом, закрепленным в специальной раме. Через стеклянную стенку ящика Валериан Иванович фотографировал весь процесс деформации песчаного грунта. Для выполнения значительных серий фотоснимков с большой экспозицией пришлось разработать конструкцию "непрерывнодействующей" лампы с магниевой вспышкой, впоследствии вошедшей в широкое употребление. В результате В.И.Курдюмов получил уникальные изображения реальной картины деформаций песка под действием местной нагрузки. "Сопоставляя истинный вид призм выпирания с тем вероятным их видом, который был установлен путём теоретических соображений, можно утверждать, что соображения эти в настоящее время оправдались вполне, то есть, другими словами, что сущность процесса разрушения песчаного слоя под влиянием местной нагрузки может считаться теперь вполне разрешенною". Впервые было доказано, что сдвиг грунтовой массы в процессе разрушения происходит не по плоскости, как это считалось раньше, а по криволинейной поверхности скольжения.

Отсюда следовала рекомендация ученого строителям "отказаться от фундаментов с большой площадью подошвы при малой глубине заложения и перейти к фундаментам с меньшей площадью подошвы, но зато опущенным на большую глубину, иными словами, перейти от сплошных фундаментов к отдельным опорам, которые должны удешевить сооружения и обеспечить им несравненно большую устойчивость и прочность".Исследования В.И.Курдюмова в области оснований сооружений и фундаментов принесли ему европейскую известность. В 1908 году М.Н.Герсеванов писал: "Изучение механических свойств сыпучих тел представляется с нашей точки зрения особенно интересным ввиду того, что при их посредстве можно легко убедиться в существовании неправильных интегралов... Благодаря классическим трудам покойного ныне профессора В.И.Курдюмова, воспроизведенным затем берлинским профессором Мюллером-Бреслау, мы имеем точные фотографические изображения характеристик уравнений сыпучего тела".

Можно только поражаться обширности и о многоплановости интересов В.И.Курдюмова. В 1885 году, участвуя в работе комиссии по утверждению тем архитектурных курсовых проектов, Валериан Иванович высказался за необходимость уделять большее внимание транспортной архитектуре – вокзалам и другим специальным сооружениям. Свой летний отпуск Валериан Иванович изъявил готовность использовать для ознакомления "на месте... с состоянием железнодорожной архитектуры". Летом 1885 года департамент, где в то время параллельно служил Валериан Иванович, командировал его в поездку по одиннадцати железным дорогам России: Екатерининской, Харьково-Николаевской, Фастовской, Курско-Харьковско-Азовской, Лозово-Севастопольской, Донецкой, Грязи-Царицынской, Тамбово-Саратовской и Юго-Западной. Результатом явился отчет, опубликованный в "Журнале Министерства путей сообщения" и представлявший собой систематизированный, богатый и разнообразный материал по архитектуре вокзалов, станционных сооружений, депо, железнодорожных мастерских и так далее... "На всех дорогах я встречал полнейшее сочувствие цели моей поездки как первой попытки научного исследования таких вопросов железнодорожного дела, на которые обращалось мало внимания, хотя они и заслуживают вполне серьезного к ним отношения... Я убедился в настоятельной необходимости изучения вопросов специальной железнодорожной архитектуры, наметил те вопросы, которые ждут разработки, и, наконец, видел и слышал много интересного и поучительного от лиц, непосредственно стоящих у дела..."Выводы и оценки В.И.Курдюмова в дальнейшем широко использовались при составлении проектов железнодорожных сооружений. Приказом от 11 июля 1887 года он был переведен на должность архитектора департамента железных дорог и получил в своё ведение контроль за качеством проектирования и строительства всех сооружений, относящихся к транспортной сфере. Впрочем, на этой должности В.И.Курдюмов оставался всего два года. Решив целиком посвятить себя научной и педагогической деятельности, он в 1889 году навсегда оставил службу в министерстве путей сообщения. В том же году Валериан Иванович избирается экстраординарным профессором по кафедре "Общие начала строительного искусства".В 1890 году согласно новому Положению об Институте инженеров путей сообщения здесь были восстановлены упраздненные в 1882 году младшие курсы. Для руководства общенаучными кафедрами физики, химии, высшей математики пригласили лучших специалистов, в том числе Д.И.Менделеева. Заведование кафедрой начертательной геометрии возложили на В.И.Курдюмова. Параллельно он продолжал работать на кафедре общих начал строительного искусства, которую в 1894 году, после смерти профессора К.К.Коковцева, также возглавил. Один из самых блестящих его учеников, ставший крупным ученым в области авиации, космонавтики, строительной механики, продолживший труды своего учителя по начертательной геометрии, Н.А.Рынин, вспоминал: "Особенно в студенческие годы я увлекался начертательной геометрией, профессором которой был В.И.Курдюмов, и должен обратить внимание на один важный фактор – развитие моего воображения и фантазии...

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ