Александр Владимирович Политковский (род. 15 сентября 1953, Москва) — советский и российский журналист, режиссёр и продюсер, публицист, политический обозреватель. Президент созданного им ЗАО «Студия Политковского», преподаватель Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино».
С 1987 по 1991 год — специальный корреспондент и ведущий информационно-развлекательной программы «Взгляд». Был одним из создателей телекомпании «ВИD» (16,43 %), внеся 1265 рублей в уставной фонд; с 1992 года — член совета директоров этой компании. Избирался народным депутатом РФ в 1990—1993 годах.
Карьера
Начало карьеры
Его детство — «детство обычного московского мальчишки», по словам самого Александра.
После окончания в 1971 году школы рабочей молодежи недолго работал фотолаборантом, затем служил в армии (1971—1973).
В 1973 году поступил на телевизионное отделение факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (рабфак журналистики) и по окончании в 1979 году стал работать в спортивной редакции Гостелерадио СССР.
В 1985 году перешёл из Главной редакции спортивных программ в Главную редакцию программ для молодёжи Центрального телевидения Гостелерадио СССР (т. н. «молодёжку»), которая производила популярные в то время передачи («12-й этаж» и пр.) и слыла авангардом советского телевещания. Александра Политковского в проект «Мир и молодёжь» пригласили Иван Кононов и Владимир Мукусев.
Телевидение
С 1987 года по 1989 год — специальный корреспондент программы «Взгляд». Сам Александр вспоминает это время не без иронии:
это было время романтического идиотизма и веры во что-то светлое |
Вместе с коллегой, другим ведущим запрещённой программы «Взгляд», Александром Любимовым готовил выпуски передачи «Взгляд из подполья», которые подпольно распространялись на кассетах по всему Советскому Союзу. Но проект успеха не имел:
Студия
В 1997 году Политковский создал и возглавил в качестве президента ЗАО «Студия Политковского».
Продукция студии:
- «Тарантас» — о жизни провинциальной интеллигенции (канал «Культура»),
- серия географических фильмов для канала «Россия»,
- обучающие кассеты из серии «Я чайник» («Введение в нахлыст», «Мой первый аквариум» и проч.),
- «Территория Север» для телеканала «Югра» (Ханты-Мансийск),
- историческая публицистика для канала «365».
- «Четыре цвета времени» — канал ТВЦ.
Сам журналист признаёт, что телевидение существенно изменилось, сменились, по его мнению, и ориентиры, и контекст:
«Взгляд» и «Политбюро», «ТВ-6», «Тюрьма и воля», «Взгляд из подполья»… Это программы своего времени. В журналистике нужно доказывать свою состоятельность каждый день, а не пользоваться какими-то преференциями… Я мог бы после «Взгляда» ничего не делать… Я хочу работать, делать что-то новое… Но откат к тоталитарному прошлому не даёт возможности реализовываться полностью.
Профессиональный вклад
- Журналист Политковский стал первооткрывателем целого ряда тем и имён: например, записал первое интервью с бизнесменом, заплатившем миллионные партийные взносы: кто такой Артём Тарасов, узнала вся страна.
- Первым из советских журналистов применил методику hidden camera (скрытая камера). Точнее, работал с радио-микрофоном, что было новаторством на том этапе развития советского ТВ. Был фактически единственным жанровым репортёром среди постоянных ведущих программы «Взгляд» (среди приглашенных «взглядовцев» можно отметить стилистику Артёма Боровика и Евгения Додолева, которые работали в аналогичном амплуа). Это позволяет отнести Политковского к той же плеяде журналистов, к которой принадлежал Александр Невзоров: телеведущих, работающих на грани допустимого действующим законодательством. Вообще — автор активных стендапов в репортажах и сложных внутренних авторских монологов в журналистских расследованиях, в которых коллеги его называют первопроходцем.
- Активно пропагандировал деятельность коллег по «Взгляду», используя такой популярный в конце XX века маркетинговый инструмент как устный выпуск телепередачи; творческие вечера в 1988—1991 годах проходили по всей стране.
- Привнёс в развлекательное телевидение (а передачи молодёжной редакции ЦТ СССР позиционировались именно как развлекательно-просветительские) элементы спортивной журналистики, которую позднее стали называть экстремальной. Например, в одном из сюжетов «Взгляда» провалился в прорубь, вылезая, объяснял, как правильно это надо делать: