Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Черных, Сергей Александрович

Черных, Сергей Александрович

Генералы

22 января 1912 - 16 октября 1941

советский лётчик-истребитель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза , командир 9-й смешанной авиационной дивизии


Сергей Александрович Черных (9 (22) января 1912, Нижний Тагил, ныне Свердловской области — 16 октября 1941) — советский лётчик-истребитель, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза (31 декабря 1936), командир 9-й смешанной авиационной дивизии (9 сад).

Биография

Родился в 1912 году в городе Нижний Тагил (Нижнетагильский завод Пермской губернии), в семье рабочего. Русский. По окончании 7-ми классов школы работал в вагонном депо станции Нижний Тагил, слесарем.

В Красной Армии, по комсомольской путёвке, с 1930 года. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил Сталинградскую военную школу пилотов (по информации Музея Борисоглебского ВВАУЛ — Черных С. А. окончил 2-ю ВШЛ). В марте 1936 года присвоено звание «лейтенант», и назначен на должность командир звена. В апреле — мае 1937 года старшим лейтенантом назначен командиром авиаотряда. Участник Гражданской войны в Испании. В сентябре 1937 года присвоено звание майор и назначен командиром эскадрильи. В 1938 году полковник, на должности заместителя командующего ВВС Дальневосточного фронта. Позже комбриг и заместитель командующего ВВС Одесского военного округа.

С июня 1940 года командовал 9 сад (смешанной авиадивизией) 10-й армии, ВВС Западного ОВО (Западный особый военный округ, ЗОВО).

9 сад (9-я смешанная авиадивизия) была одним из самых многочисленных соединений авиации ЗОВО. Также эта дивизия имела наибольший процент наличия самолётов новых моделей — МиГ-1, МиГ-3 (но при этом темпы переподготовки пилотов на самолёты новых моделей были крайне низкие, собственно опытные пилоты по разным причинам крайне неохотно осваивали новую материальную часть).

"... 9-я смешанная авиационная дивизия к началу войны получила 262 самолета МиГ-1 и МиГ-3 и приступила к их освоению. Всего было на "мигах" выпущено до 140 лётчиков и продолжался выпуск остальных. На новых самолётах производились только аэродромные полёты и отстрел пулемётов в воздухе. Материальная часть к началу войны была не освоена..."

— Отчёт командующего ВВС фронта Науменко.

Накануне Великой Отечественной войны (ВОв), аэродромы базирования 9 сад были наиболее неудачно расположены по отношению удаленности от госграницы. Анализ размещения 25 аэродромов 9 сад не подтверждает этого. Осложнялось все тем фактом, что все аэродромы и их система ПВО были хорошо известны пилотам Люфтваффе (благодаря работе группы Ровеля). Плюс вследствие разных объективных причин, запасных аэродромов для перебазирования 9 сад практически не было (но это была беда всей авиации Зап.ОВО. Материальной части, то есть собственно самолётов в 9 сад было больше чем подготовленных пилотов. Процент подготовленных пилотов на самолёты новых типов был вообще катастрофически низким.

В течение 22 июня 1941 года, по аэродромам 9 сад, ВВС Германии наносили последовательные бомбо-штурмовые удары, вследствие быстрого продвижения немецких сухопутных частей к аэродромам, отсутствию горючего, недостатка подготовленных пилотов для самолётов новых типов, всеобщего хаоса первого дня войны, повреждению взлетно-посадочных полос, на аэродромах базирования было оставлено значительное количество поврежденных в результате ударов с воздуха, и так же совсем исправных самолётов новых типов.

В результате потери за 22 июня 1941 года в 9 сад были наибольшие среди всех авиасоединений РККА приграничных округов.

Арест, в Брянске, и последующее обвинение было основано, по-видимому, на комплексных причинах. Обвинён в преступном бездействии, трусости и невыполнении приказа. Первопричиной возможно был быстрый взлёт хорошего лётчика Черных (так как командиров имеющих реальный боевой опыт у ВВС РККА было очень немного, и почти все имеющие таковой получили его в небе Испании), в основном за заслуги в небе Испании (был одним из первых пилотов, отправленных в Испанию в 1936 году).

"... На воскресенье 22 июня в 13-м авиаполку объявили выходной. Все обрадовались: три месяца не отдыхали! Особенно напряженными были последние два дня, когда по приказу из авиадивизии полк занимался 200-часовыми регламентными работами, то есть, проще говоря, лётчики и техники разбирали самолёты на составные части (ещё проще говоря- привели самолёты в абсолютно неисправное состояние. - М. С.), чистили, регулировали их, смазывали и снова собирали... ...Вечером в субботу, оставив за старшего начальника оператора штаба капитана Власова, командование авиаполка, многие лётчики и техники уехали к семьям в Рось... Весь авиагарнизон остался на попечении внутренней службы, которую возглавил дежурный по лагерному сбору младший лейтенант Усенко..."

— Марк Солонин, «На мирно спящих аэродромах... 22 июня 1941 года.» Москва, ЯУЗА, ЭКСМО, 2006 год.

Так же обвинение строилось на позиции обосновать гражданам страны советов, почему над головами советской пехоты на западном фронте в основном летали истребители «Мессершмидт», а не «Ишаки» да «ЯК»и.

28 июля 1941 года приговорён Военной Коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания. 16 октября 1941 года расстрелян в Коммунарке.

Награды

  • Орден Красной Звезды (май 1936 года, за отличие на учениях (манёврах));
  • Орден Ленина
  • Медаль Герой Советского Союза (31 декабря 1936, медаль № 21). После ареста (8.07.1941) и расстрела был лишен звания Героя СССР. Реабилитирован в 1958 году с возвращением звания Героя Советского Союза (5.08.1958).

Память

  • Именем Героя названа улица в Нижнем Тагиле.
  • На здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ