Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шарифзаде, Аббас-Мирза Мирза Абдул-Расул оглы: биография

Будучи актёром реалистического жанра, за 30 лет своей сценической деятельности актёр создал ряд запомнившихся образов в национальной, а также мировой драматургии. Шарифзаде был первым исполнителем ряда образов в национальной драматургии. Среди ролей в азербайджанской драматургии известны такие его роли как Балаш, Айдын, Огтай, Эльхан, Эйваз («Севиль», «Айдын», «Октай Эль-оглы», «Невеста огня», «В 1905 году» Джафара Джаббарлы), Шейх Санан, Иблис, Сиявуш, Князь («Шейх Санан», «Иблис», «Сиявуш», «Князь» Гусейна Джавида), Надир шах («Надир шах» Наримана Нариманова), Каджар («Ага Мохаммед-шах Каджар» Абдуррагим-бек Ахвердиев) и др.

В зарубежной классике Шарифзаде сыграл такие роли как Отелло, Гамлет, Макбет («Отелло», «Гамлет», «Макбет» Уильяма Шекспира), Карл Моор («Разбойники» Фридриха Шиллера), Акосту («Уриэль Акоста» Карла Гуцкова), Геве («Кузнец Геве» Шамседдин Сами), Гюлаб («Шахнаме» Мкртича Джанана), Дубровский («Дубровский» Александра Пушкина), Кречинский («Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина), Барон («На дне» Максима Горького), Зер-Сибан («Загмук» Анатолия Глебова) и др..

Как пишет статья об актёре в Азербайджанской советской энциклопедии, в творчестве Шарифзаде выражена «мораль, мечты народа, его революционные наклонности», а также, что искусство Шарифзаде являлось «одной из наивысших ступеней развития азербайджанской сценической культуры». Начиная с «Иблис» (1920 год), Шарифзаде играл практически во всех новых спектаклях Азербайджанского государственного театра, главным образом ставившихся по пьесам Джаббарлы и Джавида, Шиллера и Шекспира. Кубад Касимов писал, что после покойного Араблинского тюркский театр связан с именем Шарифзаде. Большая советская энциклопедия отмечала, что Аббас-Мирза Шарифзаде сыграл значительную роль в истории Азербайджанского драматического театра.

Актёрское амплуа

Аббас-Мирза Шарифзаде был известен в первую очередь как актёр-трагик. Литературовед Гюльрух Алибекова называла Шарифзаде «великим актёром-трагиком». На формирование сценического мастерства Шарифзаде как актёра-трагика огромное положительное влияние оказало творчество Гусейна Араблинского. Искусствовед Джафар Джафаров отмечал, что ещё с дореволюционных лет, Шарифзаде играл много ярких отрицательных образов трагического характера. В советский период главным трагическим образом, который играл Шарифзаде стала роль Иблиса — дьявола из одноимённой трагедии Гусейна Джавида, который, по словам Джафарова, «был поднят актёром на уровень высокой трагедии». Впоследствии Шарифзаде уже был известен как исполнитель таких трагических ролей мирового масштаба, как Гамлет и Макбет.

Но Шарифзаде играл и в комедиях. Так, в 1927 году он впервые сыграл Хлестакова в пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Об этом исполнении Шарифзаде позже вспоминал:

«Ревизор» Гоголя сыграл очень большую роль в моём артистическом искусстве. Поскольку я привык играть трагических героев, создание образа комичного Хлестакова было для меня самой серьёзной проблемой. Постарался и сыграл.

Но дело этим не кончилось. После Хлестакова Шарифзаде, для которого по словам публициста Гаджибабы Назирли, этот образ стал самой лучшей и поучительной школой, сыграл Дон Жуана Мольера. После этого Шарифзаде выступил в комичной роли в «Дураке» Фульды, а в произведении Горького «На дне» успешно, как пишет Назирли, сыграл Барона.

Герои Джавида в исполнении Шарифзаде

Впервые в пьесах Гусейна Джавида, своего современника, Аббас-Мирза Шарифзаде выступил 21 декабря 1920 года на сцене Государственного театра в роли Иблиса (пьеса «Иблис»). Кроме этого Шарифзаде сам же и был режиссёром постановки. О выступлении Шарифзаде 2 октября 1921 года в роли Иблиса Халил Ибрагимов в газете «Коммунист» писал, что искусно сыграв роль Иблиса, «Шарифзаде заработал славу для своего мастерства на тюркской сцене».

19 ноября 1921 года на сцене Государственного театра Шарифзаде сыграл роль Шейх Санана (пьеса «Шейх Санан»). Его супруга Ханифа-ханум Акчурина писала, что «Шарифзаде очень внимательно готовил одну из своих любимых ролей, роль Шейх Санана, вместе с Гусейном Джавидом сидел до полуночи, а иногда и до утра, работал, выпив огромное количество кофе».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ