Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шарифзаде, Аббас-Мирза Мирза Абдул-Расул оглы: биография

12 февраля 1926 года Шарифзаде впервые выступил на тифлисской сцене. Как писал в газете «Ени фикир» один из руководителей «Тифлисского драматического общества» Алимирза Нариманов, для своего дебюта Шарифзаде выбрал роль Отелло (Дездемону играла Сурая Каджар).

В 1933 году на сцене Гянджинского драматического театра Шарифзаде играл Отелло в паре с Алескером Алекперовым.

23 марта 1935 года было отмечено 15-летие выступления Шарифзаде в роли Отелло.

  • Программа «Отелло» с Шарифзаде в главной роли. Государственный театр имени Руставели, 1929 год

  • Программа «Отелло» с Шарифзаде в главной роли. Государственный тюркский театр имени Дадаша Бунтатзаде, 1930/31 гг.

Гамлет

Шарифзаде, ещё молодой, мечтал, как в своё время и Гусейн Араблинский, сыграть Гамлета. 22 декабря 1926 года Азербайджанский государственный театр впервые на азербайджанской сцене поставил трагедию «Гамлет». Главная роль в спектакле была с большим успехом сыграна Аббас-Мирзой Шарифзаде. Созданный им образ Гамлета привлекал своим благородством, глубоким философским содержанием. В отличие от оригинальной пьесы, место действия в постановке азербайджанского театра было перенесено на Восток без указания конкретного времени. По мнению режиссёра-постановщика Александра Туганова, восточный колорит постановке должны были придать восточные костюмы, музыка, имена героев, их жесты и движения. Тем не менее оригинальный текст произведения не был изменён. Театр считал свой метод раскрытия трагедии правильным и был убеждён, что подобное толкование является «национальной интерпретацией произведений мирового репертуара». Переводчиком трагедии на азербайджанский язык был Джафар Джаббарлы, который также принимал активное участие в постановке спектакля и также считал работу театра творческим экспериментом. М. Кулиев, который оправдывал и поощрял «восточный» стиль постановки, считал постановку интернациональным, временным произведением, не связанным с конкретной историей. Кулиев утверждал, что театр идёт по правильному пути и отвечает «всем насущным требованиям современного театрального искусства».

Однако, восточный стиль постановки был раскритикован рядом авторов, которые, однако, всё же отмечали правдивое исполнение Гамлета Шарифзаде. Как местные, так и московские, ленинградские, тбилисские и ереванские критики, а также жюри Всесоюзной театральной олимпиады в Москве отмечали высокий уровень игры актёров. В частности, как отмечает искусствовед Тамилла Юсуфбейли, исполнение роли Гамлета Аббас-Мирзой Шарифзаде «вызвало единодушные похвалы и было признано одним из выдающихся актёрских достижений». По её словам, восточный характер спектакля не помешал Шарифзаде точно отобразить Гамлета на сцене. Согласно Юсуфбейли, постановку спасла именно игра Шарифзаде, затмив её недостатки.

Так, «Красная газета» писала:

Гамлет сделан хорошо. Этот образ прекрасно дан большим актёром Шарифовым. Большой темперамент, культурный жест, прекрасная дикция актёра и классическая трактовка роли спасли спектакль, превратив его в победу тюркского театра.

Тамилла Юсуфбейли выделяет три ступени в исполнении Гамлета Аббас-Мирзой Шарифзаде, тесно связанными между собой. Согласно Юсуфбейли, в первой ступени Шарифзаде показывает зрителю страдания и одиночество главного героя. Во второй ступени Гамлет в исполнении Шарифзаде встречается с призраком, становится более задумчивым, в нём появляется желание бороться и мстить.

Шарифзаде, хорошо почувствовал философское содержание произведения, достиг, как отмечает Юсуфбейли, «огромной силы в передаче глубины мыслей Шекспира». Искусствовед пишет, что Гамлет Шарифзаде представлял собой задумчивого философа, который чувствовал, что одинок «в борьбе с мировым злом». Тамилла Юсуфбейли отмечает большую сосредоточенность и внутреннюю взволнованность Шарифзаде во время произнесения им монолога «Быть или не быть», отмечая при этом достижение актёром трагического пафоса. В сцене же с могильщиками Шарифзаде раскрывал пессимизм и скептицизм Гамлета, спокойно рассуждающего о бесмыссленности жизни.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ