Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шульц, Максимилиан Фёдорович: биография

22 июня сего года, в часов утра, согласно словесного приказания Начальника эскадры, совместно с лодками «Гремящий», «Отважный», «Бобр», «Гиляк» и миноносцами I-го и II-го отрядов вышел из бассейна для обстреливания неприятельских позиций, расположенных на высоте 150. Выйдя на рейд, увидел четыре неприятельских миноносца. Следуя обычным путем, пришел к восточной бухте Лунвантан, но вследствие тумана не видел указанной вершины, поэтому в 7 час. 10 мин. утра открыл перекидной огонь по невидимой цели, строго определив направление и расстояние до этой вершины. Через несколько времени туман начал рассеиваться, и тогда начал стрелять по вершине прицельно, стараясь снести устроенный там каменный блиндаж...

Именно с борта своего «Новика» 31 марта 1904 года М. Ф. Шульц наблюдал гибель броненосца «Петропавловск» с командующим эскадрой С. О. Макаровым и всем его штабом на борту. Общая для всех защитников Порт-Артура трагедия имела для него глубоко личную окраску, ведь рядом с С. О. Макаровым находился его брат Константин.

Очень быстро слава «Новика» распространилась далеко за пределы Порт-Артура. Даже японцы восхищались подвигами крейсера, всерьез считая, что он был «заколдован» от поражений. Токийский корреспондент лондонской «Таймс» писал:

Не раз японские моряки благословляли свою судьбу, что им приходится иметь дело только с одним „Новиком“ — иначе вся история этой морской войны могла бы выглядеть совершенно иначе.

Начиная с зимы 1904 года, на страницах зарубежной прессы «Новик» стал, пожалуй, самым частым и наиболее популярным героем войны.

Ключевым событием в действиях Тихоокеанской эскадры стал несостоявшийся прорыв из Порт-Артура во Владивосток 28 июля 1904 года. Лишь нескольким боевым кораблям удалось прорваться сквозь эскадру адмирала Того, но все они вскоре оказались интернированы в ближайших нейтральных портах. Исключением оказался только «Новик». Пополнив запас угля в порту Циндао, он предпринял попытку в одиночку достичь Владивостока обойдя Японию с востока. Маневр почти удался. Крейсер за 10 суток достиг русских берегов острова Сахалин, где был вынужден принять неравный бой с тяжёлым японским крейсером «Цусима». В результате боя серьезные повреждения получили оба его участника, но «Новик» уже не мог двигаться дальше. М. Ф. Шульц принял решение затопить крейсер у Корсаковского поста, предварительно сведя команду на берег. Об обстоятельствах прорыва и последнего боя «Новика» М. Ф. Шульцем было составлено Всеподданнейшее донесение. В России гибель легендарного крейсера была воспринята с большой болью. В те дни журнал «Летопись войны с Японией» по горячим следам опубликовал статью под названием «Памяти „Новика“». В ней есть такие слова:

Много грустных минут пришлось пережить нам, следя за борьбой нашей далекой эскадры с вероломным врагом. Тем больше и горячей была наша благодарность «Новику» за его удачи.

С первых дней войны он проявил себя истинно русским удальцом. Маленький, относительно слабый, не защищенный броней, он не задумывался бросаться впереди всех на врага, прикрывая своих раненых братьев и вызывая удивление своей отвагой у самого врага...

Как отмечает Борис Галенин:

«Новик» стал единственным участником боя 28 июля, храбрость и мужество экипажа которого сразу были отмечены заслуженными боевыми наградами в том же 1904 году 29 ноября с формулировкой: «За подвиги мужества и храбрости». Все остальные корабли были отмечены только после разбора обстоятельств боя Следственной Комиссией в 1906 году. И формулировка была: «За отличие в делах против неприятеля».

Сам М. Ф Шульц за этот прорыв был награждён Орденом Святого Георгия 4-й ст.

Прибыв во Владивосток 9 августа 1904 года, уже через три дня М. Ф. Шульц был назначен временно исполнять обязанности командира крейсера 1 ранга Владивостокского отряда крейсеров «Громобой», заменив тем самым тяжело раненого в бою 1 августа в Корейском проливе капитана 1-го ранга Н. Д. Дабича. Предполагалось, что новый командир «Громобоя», капитан 1-го ранга Л. А. Брусилов прибудет во Владивосток к концу декабря, но приехал он только в апреле 1905 года. По этой причине, исполняя обязанности командира «Громобя» и участвуя во всех боевых действиях Владивостокского отряда крейсеров, с 31 декабря 1904 года М. Ф. Шульц к тому же возглавлял и Сибирский флотский экипаж.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ