Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шульц, Максимилиан Фёдорович: биография

Между двумя войнами

С окончанием войны с Японией, 26 сентября 1905 года М. Ф. Шульц сдал Сибирский экипаж и выехал в Петербург. Предполагалось, что дальнейшим местом его службы станет Балтийский флот, однако после ноябрьского восстания на крейсере «Очаков» началась ротация офицеров, и Михаил Фёдорович 30 января срочно был переведен на Черноморский флот командиром крейсера «Кагул», который только вступил в строй. М. Ф. Шульц принял его у стен судостроительного завода в Николаеве и вышел в Севастополь для проведения ходовых испытаний. 31 января 1907 года крейсер был зачислен в состав судов Отдельного Практического отряда Чёрного моря, а 25 марта переименован в крейсер «Память Меркурия». В эти же дни, 27 апреля 1907 года Михаил Фёдорович стал капитаном 1-го ранга.

Ровно через год, 3 марта 1908 года М. Ф. Шульц был назначен командиром линкора «Иоанн Златоуст», плаванием на котором фактически и закончилась его служба на Чёрном море. Следует отметить, что в эти годы, службу командиром кораблей М. Ф. Шульц совмещал с деятельностью иного рода. После вынесения военно-морским судом смертного приговора инициатору восстания на крейсере «Очаков» отставному лейтенанту флота П. П. Шмидту возникла реальная угроза расправы с членами суда со стороны партии эсеров. В связи с принятым решением о замене состава военно-морского суда Севастопольского порта 28 марта 1907 года М. Ф. Шульц был назначен его членом.

24 ноября 1908 года командующим Соединенных отрядов на правах начальника Морских сил Балтийского моря стал Н. О. Эссен. Перед вступлением в должность он получил право подобрать себе офицеров на ключевые посты. В его списке одним из первых значился капитан 1-го ранга М. Ф. Шульц. Н. О. Эссен планировал использовать его в качестве командующего отрядом минных заградителей, который ещё предстояло сформировать. По этой причине первую кампанию на Балтике М. Ф. Шульц провел в качестве командира учебным клипером «Крейсер» и только 10 ноября 1910 года после завершения испытаний всех минных заградителей отряда, а их было шесть, вступил в командование этим соединением под брейд вымпелом.

За три года командования вновь созданным отрядом минных заградителей М. Ф. Шульц сделал из него одно из самых боеспособных соединений флота. Отрядом впервые были освоены шхерные фарватеры, моряки в совершенстве овладели техникой решения боевых задач любой сложности. Дважды (29.6.1910 и 21.3.1911) отряд был удостоен вниманием Николая II. По итогам этих смотров М. Ф. Шульц был удостоен Высочайшей благодарности, а 6 декабря 1911 года произведен в контр-адмиралы. Спустя два с половиной года именно этот отряд (правда, уже под командованием другого начальника — контр-адмирала В. А. Канина), за несколько часов до начала Первой мировой войны виртуозно установил минные заграждения на линии Нарген-Порккала-Удд, надежно перекрыв Финский залив и, тем самым, обезопасил Петроград он проникновения вражеского десанта.

3 апреля 1913 года, оставив отряд заградителей, М. Ф. Шульц принял под своё командование бригаду крейсеров в составе броненосного крейсера «Громобой» крейсеров «Адмирал Макаров», «Паллада» и эскадренного миноносца, унаследовавшего имя его легендарного «Новика». Командовать им М. Ф. Шульцу пришлось только одну кампанию, и 4 ноября 1913 года он был назначен командующим Сибирской военной флотилией.

Первая мировая война. Командующий Сибирской военной флотилией

Накануне Первой мировой войны Сибирская флотилия не представляла собой значительной военно-морской силы. В её состав входили крейсеры «Аскольд» и «Жемчуг», канонерская лодка «Манджур», 9 эсминцев, 10 миноносцев и 9 подводных лодок, поэтому и задачи её были относительно скромные. Буквально накануне войны М. Ф. Шульц снарядил и проводил в дальнее арктическое плавание четвертую и самую успешную экспедицию под командованием Б. А. Вилькицкого. Тогда двум знаменитым ледоколам «Таймыр» и «Вайгач» впервые удалось пройти Северным морским путём и дойти до Архангельска.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ