Ямпольский, Абрам Ильич: биография
Portato
Штрих portato занимает промежуточное место между legato и staccato. Он употребляется для увеличения артикуляции подвижных звуков внутри legato и для создания специфического волнообразного звукового эффекта.
Штрих представляет собой как бы мягкое staccato в кантилене, и его применять желательно еще умереннее, чем прием декламационного произношения в legato, так как чрезмерное использование portato приведет к назойливости и однообразности в интерпретации. В более медленном движении portato используется в кантилене, а в более быстром — для усиления выразительности, «раскрашивания» виртуозно-фиоритурных оборотов.
Штрих portato может достигаться путём усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука legato и дальнейшим отпусканием его с помощью мягких движений кисти при сохраняемой скорости ведения смычка. Над штрихом целесообразно работать следующим образом:
Portato иногда неправильно называют portamento, что на самой деле обозначает слышимое, выразительное glissando в кантилене. (Исполняя аналогичные легкие колебания кисти с большей скоростью, в виде вибрации, при медленном ведении смычка на протяжном звуке, можно достичь приема вибрации правой рукой, создающего характерный колористический эффект.)
Если необходимо усилить артикуляцию звуков (особенно при исполнении повторяющихся звуков в одну сторону ведения смычка), в штрихе portato следует к усилению нажима волоса в начале каждой ноты добавить мягкие импульсы горизонтального проведения смычка, совершаемые предплечьем при наличии легких амортизационных движений кисти. Перед каждым звуком ведение смычка приостанавливается. В результате этого получается как бы серия нанизанных на один смычок штрихов detache (Чайковский, реприза Канцонетты). Степень их слитности следует установить в зависимости от художественной задачи в данном эпизоде.
Bariolage
Штрих bariolage представляет собой быстрое чередование соседних струн в legato и в основном встречается в виртуозно-скрипичной литературе (например, во второй вариации Каприса № 24 Паганини). В быстром темпе он придает исполнению изящную виртуозность (на этом штрихе построен весь Каприс № 12 Паганини).
При исполнении штриха необходимо добиться того, чтобы смена струн в любой части смычка производилась исключительно наклоном кисти с минимальной амплитудой движения, при спокойном положении локтя на уровне нижней струны. Для уменьшения амплитуды движения можно рекомендовать следующее упражнение:
Для выделения звучания одного из голосов как основного, мелодического в полифоническом эпизоде, следует применять «косое» ведение смычка, которое даст возможность исполнять один из голосов ближе к подставке.
При необходимости выделять лишь отдельные звуки, движением кисти следует совершать определенные акценты на них.
Комбинированные штрихи из legato и detache
Комбинированные штрихи из legato и detache широко применяются в скрипичной литературе. Подчас большие эпизоды строятся на их различном сочетании. Наиболее часто различные варианты их соединения применяются в действенных эпизодах развивающего характера. Принцип исполнения этих штрихов тот ж, что и legato и detache в отдельности, и при овладении ими изучение комбинированных штрихов не должно представлять больших затруднений. Основные задачи в комбинированных штрихах — нахождение наиболее целесообразного распределения смычка, степени плотности и акцентировки отдельных звуков. Наиболее распространенными видами комбинированных штрихов из legato и detache являются следующие варианты:
Эти штрихи могут исполняться в различных темпах, в том числе в достаточно быстром. В наиболее быстром темпе желательно использовать среднюю и верхнюю части смычка, в более спокойном — нижнюю часть и весь смычок (его количество, конечно, зависит также и от динамических нюансов).
Изучение этих штриховых вариантов полезно начинать на этюде № 1 Крейцера.
Вариант, состоящий из звука detache и трех звуков legato (пример 28а), следует исполнять в спокойном темпе, используя всю длину смычка. Важно добиваться импульсивного проведения значительного количества смычка на первый звук лиги и целого смычка на отдельную ноту detache. Для того чтобы отдельный звук грубо не «выстреливал», необходимо на нем использовать быстрое легкое проведение смычка при небольшой плотности нажима. Звуки legato следует исполнять с большей плотностью. Вначале полезно добиваться довольно сильной степени и акцентировки, и филировки звуков.
Вариант, сочетающий два звука legato и два звука detache (пример 286), также следует исполнять в спокойном темпе целым смычком и поочередно верхней и нижней половиной. В нем следует добиться равновесия акцентировки и звуковой плотности между нижней и верхней частями смычка. Эти штрихи желательно научиться исполнять и весьма импульсивно, и более плавно, так как характер применения их в художественных произведениях бывает весьма различным.
Аналогично следует изучать вариант (пример 28г), используя целый смычок и поочередно верхнюю и нижнюю четверти смычка (распределение частей смычка должно быть исключительно точно вымерено).
Затем эти штриховые варианты следует изучать в более быстрых темпах поочередно только в верхней, нижней, средней частях смычка. Необходимо в самых плавных вариантах исполнения не терять ощущения свободно-импульсивной инерционности. При их изучении в дальнейшем целесообразно использовать различные динамические нюансы, crescendo и diminuendo.
Штрих Паганини, сочетающий маркированное detache и два звука legato, следует изучать выше середины смычка, постепенно добиваясь темпа, необходимого при исполнении штриха в его произведениях. При исполнении этого штриха в четырехдольных группах желательно уметь смещать акцентировку в соответствии с сильной долей такта.
Исполняя все перечисленные варианты в быстром темпе небольшой частью смычка, важно следить, чтобы кисть руки совершала легкие, как бы «приплюсовывающиеся» движения к движениям предплечья на мелких detache (аналогично исполнению штриха detache в быстром темпе, что ранее подробно разбиралось).