Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Виджи

Виджи

Журналисты

12 июня 1899 - 26 декабря 1968

псевдоним Артура Феллига , американского фотожурналиста и мастера документальной фотографии, прославившегося фоторепортажами о ночной жизни Нью-Йорка периода Великой депрессии и сухого закона


Виджи или Уиджи (англ. Weegee, Wee Gee) — псевдоним Артура Феллига (12 июня 1899 — 26 декабря 1968), американского фотожурналиста и мастера документальной фотографии, прославившегося фоторепортажами о ночной жизни Нью-Йорка периода Великой депрессии и сухого закона. Один из основоположников уличной фотографии, Виджи работал, как независимый репортёр, фотографируя в Нижнем Ист-сайде на Манхэттене криминальную хронику и повседневную жизнь разных слоёв общества.

В 1938 году Виджи стал первым в истории гражданским лицом, получившим разрешение на коротковолновой радиоприёмник полицейского диапазона. Прослушивая радиообмен отделения, с которым сотрудничал, он часто оказывался на месте происшествия раньше всех экстренных служб, не говоря уже о конкурентах. Репортёр оставил после себя более 20 000 фотоснимков, многие из которых стали культовыми.

Биография

Виджи родился под именем Ашер Феллиг англ. Asger (Usher) Fellig в городе Золочев, относившемся в тот момент к Австро-Венгерской провинции Галиция (в настоящее время город находится в Львовской области Украины). В 1910 году вместе с семьёй эмигрировал в США, и в момент регистрации на острове Эллис поменял имя на Артур. В возрасте 14 лет мальчик бросил школу и начал работать, чтобы поддержать семью. Работал помощником официанта, мойщиком посуды, а затем ассистентом коммерческого фотографа нью-йоркской студии Ducket & Adler. Какое-то время Феллиг был уличным фотографом, а в 1924 году он получил место фотолаборанта в агентстве Acme Newspictures, переименованном позднее в United Press International. После дневной работы в лаборатории, по ночам Артур брал в руки фотоаппарат и снимал ночную жизнь, оттачивая профессиональные навыки. В 1935 году Виджи уволился, став независимым фоторепортёром, сотрудничающим с манхэттенским отделением полиции.

Проводя в своей машине Chevy Coupe целые ночи, Виджи слушал полицейскую волну, узнавая о наиболее интересных событиях раньше всех. Снятые им в этот период фотографии ночных происшествий предназначались для таблоидов и агентств фотоинформации, штатные фотографы которых не успевали добраться до места события. Опережать конкурентов Феллигу удавалось также за счёт проявления негатива и печати фотографий в портативной фотолаборатории, организованной им в багажнике собственного автомобиля. В результате, ночные снимки удавалось продать газетам, выходившим наутро после события. Это лучшим образом сочеталось с потребностями «жёлтой прессы», остро нуждавшейся в оперативной фотоинформации о «горячих» новостях. Техника съёмки Виджи была стандартной для эпохи: он пользовался распространённой пресс-камерой «Спидграфик» (англ. Graflex Speed Graphic) формата 45 дюймов. Большинство снимков сделаны с закрытой до f/16 диафрагмой на выдержке 1/200 секунды с фотовспышкой для одноразовых фотобаллонов. При этом съёмка нормальным объективом велась с расстояния 3 метра, давая средний план, популярный у фоторедакторов.

Вскоре после начала самостоятельной карьеры Виджи стал постоянным автором таких газет, как New York Herald Tribune, New York Post, New York Journal American, The Sun и других, печатавших его фотографии пожаров, автокатастроф и убийств. Первая персональная выставка «Виджи: убийство — мой бизнес» прошла в Нью-Йорке в 1941 году. Спустя два года пять фотографий приобрёл Нью-Йоркский музей современного искусства, включив их в экспозицию «Action Photography». После этого последовали заказы от журналов Life и Vogue. В 1945 году издана первая книга «Обнажённый город» (англ. Naked City), название которой было куплено кинопродюсером Марком Хеллингером, снявшим через три года одноимённый фильм. В дальнейшем это же название использовалось для телесериала и рок-группы.

В 1947 году Виджи женится на Маргарет Атвуд и переезжает в Голливуд, где сотрудничает с киностудиями. Фотограф пробует самостоятельно снимать узкоплёночные фильмы и подрабатывает техническим консультантом на кинокартинах, иногда снимаясь в эпизодических ролях. Через два года после развода Феллиг возвращается в Нью-Йорк, где в 1952 году начинается новый период его творчества в качестве фотографа. Это время Виджи посвятил съёмке «искажённых» портретов знаменитостей, для которых он использовал разнообразные оптические насадки на объектив. В 1957 году, заболев диабетом, Виджи переехал на 47-ю улицу к социальной работнице Вилме Уилкокс, которая ухаживала за фотографом и впоследствии сохранила его архив. Одновременно с занятиями фотографией он работает консультантом и штатным фотографом кинофильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» своего земляка Стенли Кубрика. В 1961 году вышла из печати автобиография «Виджи о Виджи».

До своей смерти в 1968 году репортёр часто ездил в Европу, снимая для «Daily Mirror» и других журнальных и книжных фотопроектов. В СССР первая выставка Виджи прошла во время его лекционного турне в 1959 году. В 2005 году в московской «Галерее Гари Татинцяна» экспонировались 40 работ самого интересного «манхэттенского» периода мастера. В 2012 году в московском Мультимедиа Арт Музее была открыта выставка «Обнаженный город: Нью-Йорк, Лос-Анджелес».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ