Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Волков, Соломон Моисеевич

Волков, Соломон Моисеевич

Журналисты

День рождения 17 апреля 1944

советский и американский музыковед, журналист, писатель и блогер


Соломон Моисеевич Волков (род. 17 апреля 1944 года, Ленинабад, Таджикская ССР) — советский и американский музыковед, журналист, писатель и блогер

Биография

В 1945—1958 годы жил в Риге, куда его родители вернулись из эвакуации. Поступил в Рижскую специальную музыкальную школу имени Эмиля Дарзиня при Латвийской государственной консерватории имени Я. Витола по классу скрипки (1950-1958 годы). В 1958 году перевёлся в Ленинградскую специальную музыкальную школу для особо одарённых детей при Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил Ленинградскую консерваторию. В 1973-74 годах был старшим редактором отдела в журнале Союза композиторов СССР «Советская музыка» (писал небольшие аннотации книг, рецензии на концерты и т. п.). В 1976 году эмигрировал в США. Живёт в Нью-Йорке.

Женат на пианистке и фотографе Марианне Волковой. Член редсовета русско-американского журнала «Чайка». Член независимого жюри премии «Либерти», присуждаемой ежегодно с 1999 года за вклад в развитие русско-американских культурных связей.

Музыкально-критическая и музыкально-общественная деятельность в Советском Союзе (1959-1976)

Свою первую статью 15-летний Волков опубликовал в рижской ежедневной вечерней газете «Ригас Балсс» («Голос Риги»), выходившей на латышском и русском языках. Она была посвящена одному из крупнейших русских музыковедов и просветителей – Борису Асафьеву – и ставила ему в заслугу поддержку и пропаганду творчества Игоря Стравинского и Альбана Берга – т.е. именно то, за что Асафьева критиковали советские ортодоксы . Также Волковым был опубликован ряд музыкальных статей.

Тогда же Волков создал (совместно с Юрием Кочневым) под эгидой консерватории Экспериментальую студию камерной оперы (ЭСКО), осуществившую, среди прочего, сценическую премьеру оперы «Скрипка Ротшильда» (по Чехову), принадлежавшей перу ученика Шостаковича, Вениамина Флейшмана, погибшего в Великую отечественную войну.

Волков и Шостакович

Сотрудничество музыковеда с композитором Дмитрием Шостаковичем началось в начале 1970-х годов, когда Волков работал над книгой «Молодые композиторы Ленинграда» (издательство «Советский композитор», 1971), предисловие к которой («Достойная смена») написал Шостакович.

В 1979 г. в США опубликовал в переводе на английский книгу «Свидетельство» (англ. Testimony: The Memoirs of Dmitri Shostakovich as Related to and Edited by Solomon Volkov), утверждая, что она представляет собой рассказы Дмитрия Шостаковича о своей жизни и творчестве, записанные Волковым в ходе встреч с Шостаковичем в Ленинграде в 1971—1974 гг. В этой книге Шостакович довольно резко высказывается о некоторых своих коллегах и выражает весьма отрицательное отношение к советской власти.

После выхода книги последовал ряд протестов из СССР, обвинявших Волкова в фальсификации. С протестами, в частности, выступили сын Шостаковича Максим и жена Ирина, а также подписавшие коллективное письмо композиторы Вениамин Баснер, Моисей Вайнберг, Кара Караев, Юрий Левитин, Борис Тищенко и Карен Хачатурян. В этих протестах особо подчёркивалось, что Шостакович был вполне лоялен к советскому режиму, что критика Шостаковича 1948 года была дезавуирована постановлением ЦК КПСС 1958 года, которое «снимало обвинения в формализме ряда композиторов как необоснованные и несправедливые». В редакционной статье «Клоп» «Литературная газета» также писала, что Шостакович был лоялен к власти, и что не мог человек, «ненавидящий свое общество и хулящий лучших мастеров его культуры», «вступить в ряды Коммунистической партии».

В статье «Литературной газеты», републикованной в «Спутнике», также говорилось, со ссылками на его публичные высказывания, что Шостакович был преданным коммунистом и что «все творчество композитора от первых его сочинений до последних связано с революционной историей и современностью Советской страны».

В качестве подтверждения подлинности свидетельства приводятся мнения Мстислава Ростроповича и Владимира Ашкенази . Однако интервью Ростроповича было дано до публикации "Свидетельств", а Ашкенази, заявивший, что в мемуарах он узнал настоящего Шостаковича, был едва знаком с композитором.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ