Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Долгорукова, Екатерина Фёдоровна

Долгорукова, Екатерина Фёдоровна

Генералы

29 октября 1769 - 30 октября 1849

статс-дама, кавалерственная дама; жена генерал-поручика Василия Васильевича Долгорукова; петербургская знакомая Пушкина


Княгиня Екатерина Фёдоровна Долгорукова (урождённая Барятинская; 29 октября 1769 — 30 октября 1849) — статс-дама, кавалерственная дама; жена генерал-поручика Василия Васильевича Долгорукова; петербургская знакомая Пушкина.

Биография

Представительница княжеского рода Барятинских. Единственная дочь обер-гофмаршала Фёдора Сергеевича Барятинского и его жены княжны Марии Васильевны Хованской.

При первом выходе в свет в 1785 году, на празднике-маскараде, устроенном Потёмкиным в Аничковом дворце для Екатерины II 16-летняя Екатерина Барятинская привлекла к себе всеобщее внимание своей красотой и грацией. Генерал-майор Л. Н. Энгельгардт вспоминал:

… Две пары танцевали кадриль: князь Дашков с княжной Барятинской, в первый раз показавшеюся в публике и удивившею всех своею красотою, а особенно ловкостью и гибкостью стана своего. Она одета была просто в белом платье, а кавалер её сверх мундира в белой домине. Вторая пара была графиня Матюшкина, кавалер её был граф Г. И. Чернышев, обе пары танцевали так, что я в жизни моей лучших танцовщиков не видал.

Императрица удостоила молодую Барятинскую своим вниманием и пожаловала её во фрейлины, возможно чтобы доставить удовольствие князю Барятинскому, одному из своих главных сподвижников во время дворцового переворота 1762 года.

Замужество

В январе 1786 года Екатерина Барятинская вышла замуж за генерал-поручика князя Василия Васильевича Долгорукова. После свадьбы молодая чета поселилась в Петербурге в собственном доме на Большой Морской, д.31. С началом русско-турецкой войны князь Василий Долгоруков отправился в действующую армию. Он участвовал во взятии Очакова, за что был награждён орденом Св. Георгия 2-й степени.

Екатерина Фёдоровна последовала за мужем в армию, провела зиму 1790 года в Бендерах, где ею серьезно увлёкся князь Потёмкин. Однако же, по уверениям современников, все старания князя добиться расположения молодой красавицы оказались напрасными. Она любила мужа и была известна «твердостью правил». П. В. Завадовский сообщал С. Воронцову:

Князь, сюда заехавши, иным не занимается как обществом женщин, ища им нравиться и их дурачить и обманывать. Влюбился он еще в армии в княгиню Долгорукову, дочь кн. Барятинского. Женщина превзошла нравы своего пола в нашем веке: пренебрегла его сердцем. Он мечется как угорелый. Уязвленное честолюбие делает его смехотворным.

Правда, не все думали так, в своих мемуарах графиня В. Н. Головина писала:

… Я сразу заметила страстное внимание Потемкина к княгине Долгоруковой. Некоторое время она сдерживалась в моем присутствии, но тщеславие взяло вверх, и она предалась самому шокирующему кокетству, которое все более и более отдаляло нас друг от друга. Все окружающее было мне неприятно, и сам воздух казался заражённым.

Светлейший князь давал в её честь праздники в своём дворце-землянке, на которых она присутствовала в костюме одалиски, исполнял все её желания и прихоти, отправлял курьеров в Париж за бальными башмаками для неё и даже ускорил ради неё штурм Измаила, желая поразить её зрелищем атаки крепости.

Писатель Соллогуб, со слов графа Головкина, рассказывал такой эпизод. Как-то Потемкин, гарцуя на лошади, попросил Екатерину Фёдоровну дать ему понюхать подснежник, приколотый к её мантилье. Та нехотя подала цветок. В это время лошадь рванула, и подснежник упал в грязь. «Вы позвольте мне, княгиня, возвратить вам такой же цветок!» — спросил Потемкин и, получив согласие, тут же отправил фельдъегеря в Петербург. Через несколько дней он преподнес ей специально изготовленный бриллиантовый подснежник дивной работы, но этот дар был отвергнут. В бешенстве Потемкин швырнул драгоценный цветок на землю и растоптал его.

После возвращения в Санкт-Петербург в 1791 году Екатерина Долгорукова заняла первое место среди красавиц императорского двора. Соединяя с красотой ум, веселость и обворожительную любезность, она была окружена толпой поклонников, среди которых выделялся австрийский посол граф Людвиг Кобенцель, отличавшийся пристрастием к любительским спектаклям. Они разыгрывались в доме у княгини Долгоруковой, причем главные роли весьма успешно и с большим талантом исполнялись самой хозяйкой, которая замечательно пела, и её приятельницей княгиней Н. И. Куракиной. Портрет Екатерины Фёдоровны в образе Сивиллы был написан Мари Виже-Лебрён, которая отмечала:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ