Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Елисей Плетенецкий: биография

В конце концов, Рутский отказался от тех имений за определенную сумму отступного, а в 1616 году король Сигизмунд III окончательно утвердил их за Киево-Печерской лаврой.

Контакты с Лжедмитрием

В 1601 году архимандрит Елисей Плетенецкий проводил переговоры с Лжедмитрием - Григорием Отрепьевым, который останавливался в Лавре по дороге на Острог. Во время визита Лжедмитрия в Лавру его сопровождал старец Варлаам. В своём "извете" на имя российского царя Василия Шуйского, писаном в мае 1606 года, Варлаам сообщает, что он и Отрепьев, когда тот был ещё иноком, встречались лично с Плетенецким в Киево-Печерской Лавре:

.

Издательская деятельность

В 1615 году по приказу Елисея Плетенецкого в Киево-Печерской лавре был построен Печатный двор. Оборудование для неё было закуплено у львовского епископа Гедеона Балабана и его сына Федора, которые до этого держали свою типографию в Стрятине. В лаврской типографии начали печататься не только церковные, но и светские книги. Выходили они на западнорусском книжном языке, на польском и латыни.

С момента основания типографии и до смерти архимандрита лаврская типография издала 11 книг. Среди них были не только церковные книги, но и полемические, философские произведения. Первой книгой, вышедшей в лаврской типографии, стала церковно-служебная книга «Часослов» (1616), которую также использовали для преподавания в школах. Книга эта была небольшая по формату, содержала более 200 страниц. Открывалась она вступительным словом Елисея Плетенецкого. Кроме служебных текстов, в «Часослове» содержались произведения некоторых западнорусских авторов. Книга сделалась популярной среди киевлян, они просили Плетенецкого увеличить её тираж. До наших дней дошли четыре копии лаврского «Часослова», все они находятся в музеях России (три в Москве, один в Петербурге).

Правда, с самого начала Плетенецкий, посоветовавшись перед этим с братией Лавры, планировал печати «Антологион» (сборник праздничных служб, содержавший также полемические тексты), но работа над ним затянулась до января 1619 (книга насчитывала 1212 страниц, содержала гравюры, тексты были набраны несколькими разными шрифтами). За это время, кроме «Часослова», была издана книга панегирической поэзии «Визерунок цнот превелебного в Бозе его милости господина отца Елисея Плетенецкого» (1618). Она была написана Александром Митурой и стала первым сборником поэзии, изданным в Киеве. До наших дней сохранилась единственная копия этого сборника, которая хранится в Российской государственной библиотеке в Москве.

Были изданы также «Номоканон» (1620), «Служебник» (1620), школьные учебники. Выходила, кроме «Антологиона», и другая переводная литература. Например, «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий святого апостола Павла» (1623 г.), «Беседы Иоанна Златоуста на деяния святых апостолов» (1624 г.). Обе книги вышли в рамках проекта подготовки полного издания сочинении Иоанна Златоуста, который однако не был доведен до конца.

Из авторской полемической литературы наиболее значимой стала «Книга о вере единой» (1621), написанная вероятно Захарией Копыстенским.

Книги, напечатанные в киевской лаврской типографии, стали популярными и в Российском царстве, особенно в «Смутное время» после «Димитриады», когда книгопечатание там переживало упадок.

Для обеспечения типографии бумагой по приказу Елисея Плетенецкого была сооружена в Радомышле (между 1612 и 1616 гг) бумажная фабрика («папирня») — первое в Малой Руси предприятие подобного профиля (ныне на его месте расположен Музей украинской домашней иконы). Бумага, выпускавшаяся там, маркировалась при жизни Елисея Плетенецкого водяным знаком в виде его личного герба.

«Лаврский кружок» православных интеллектуалов

С именем Елисея Плетенецкого связывается возникновение церковно-просветительского и культурного центра на базе Киево-Печерской Лавры. Печерский архимандрит сплотил вокруг себя выдающихся тогдашних православных религиозных и образовательных деятелей. Среди которых были энциклопедист и филолог, иеромонах Павел (Памво) Берында. До 1616 года он работал во львовской братской типографии, но потом Плетенецкий пригласил его лично, как знатока греческого языка и печатного дела, для работы над «Антологионом». Берында согласился не сразу - Плетенецкому пришлось несколько раз писать ему письма. Но после издания «Антологиона» Памво Берында остался в Киеве и в дальнейшем участвовал в других издательских проектах Лавры.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ