Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Елисей Плетенецкий: биография

В лаврский интеллектуальный кружок входили также: богослов, протопоп Лаврентий Зизаний; преемник Плетенецкого на архимандритстве, иеромонах Захария Копыстенский, Тарас Земка, будущий митрополит Киевский и Галицкий Иов Борецкий, будущий лаврский архимандрит а впоследствии также митрополит Киевский и Галицкий - Петр Могила, и другие. Круг их эрудиции и интересов был широк: богословие, философия, лингвистика, география, изобразительное искусство, античная и ренессансная западноевропейская литература, литературный перевод.

Плетенецкий пригласил также в свой кружок Иова Княгиницкого - основателя Манявского скита, бывшего преподавателя Острожской академии, близкого к семье Михаила и Раины Вишневецких. Но из-за несовпадения с лаврскими интеллектуалами во взглядах на суть монашества Княгиницкий вскоре покинул Лавру и вернулся к своему скиту. Если для Плетенецкого монашество было одним из средств служения людям, то Княгиницкий рассматривал его лишь как средство спасения от мирского «лживого царства дьявола». На его взгляды очевидно повлияло то, что он в течение более 13 лет жил на Афоне, куда был отправлен князем Василием-Константином Острожским. Там Княгиницкий общался с Иваном Вышенским, известным своими консервативными взглядами, который отрицал какие-либо интеллектуальные контакты православных церковных деятелей с Западом.

Несмотря на это, Плетенецкий с уважением относился к Княгиницкому и неоднократно обращался к нему по проблемным вопросам, касающихся церковной жизни.

«Кружок Плетенецкого» способствовал возвращению Киеву роли крупного гуманитарного и политического центра "русской" части Речи Посполитой. Изданные при участии членов кружка книги получили распространение не только в Речи Посполитой, но и в Российском царстве, других славянских землях (Болгарии, Сербии) - в частности, «Большой катехизис» под редакцией Лаврентия Зизания; составленный Памвом Берындой «Лексикон словеноросский», считающийся первым малороссийским словарём. Он содержал перевод на западнорусский книжный язык около 7 тысяч слов церковнославянского языка, а также некоторых других слов иностранного происхождения. Словарь выдержал несколько переизданий, в том числе за пределами Речи Посполитой.

В том же 1615 году Елисей Плетенецкий принял участие в организации школы Богоявленского братства, соучредителем которого он был. В качестве образца была взята львовская братская школа, где когда-то учился сам Плетенецкий. Позже, уже при архимандритстве Петра Могилы, будучи объединенной с лаврской школы, Богоявленская братская станет частью Киево-Могилянской коллегии. Спонсором школы Богоявленского братства стала жена мозырского воеводы Елизавета (Галшка) Гулевич, которая пожертвовала на неё значительную часть свого состояния. Позже школой занимался казацкий гетман Петр Сагайдачный, который вместе со всеми сечевиками записался в Богоявленское братство, помогая ему в том числе финансово. На средства казаков был возведен главный храм братства - Богоявленская церковь.

Обучение в школе было бесплатным. Занятие проводил лично Елисей Плетенецкий, а также члены его «кружка» - Беринда, Зизаний и другие. В братской школе преподавались латынь, богословие, риторика, география, грамматика. Среди учеников школы были также выходцы из Московского царства.

Восстановление православной иерархии

В 1620 году Елисей Плетенецкий вместе с Петром Сагайдачным уговорил иерусалимского патриарха Феофана восстановить отмененную королём Сигизмундом III православную иерархию. Переговоры, вероятнее всего, происходили в Киево-Печерской Лавре, где Феофан остановился по дороге из Москвы. Патриарх сначала не хотел этого делать, поскольку имел неплохие отношения с королевским двором Речи Посполитой и дорожил ими. Но в конце концов согласился - «за пожертвование».

Процедура восстановления православной иерархии противоречила тогдашнему законодательству Речи Посполитой, согласно которому высших православных церковных иерархов утверждал лично король. Приказ Сигизмунда III арестовать патриарха и участников процесса восстановления не был выполнен. Феофана и новоизбранных архиепископов и митрополита (им стал член основанного Плетенецким «лаврского кружка» - Иов Борецкий) охраняли казаки. Кроме того, перед Сигизмундом III тогда стояла проблема набора войска для противостояния Турции после злополучной для Речи Посполитой Цецорской битвы (1620), которая закончилась гибелью великого коронного гетмана Станислава Жолкевского и пленением польского гетмана Станислава Конецпольского.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ