Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Касториадис, Корнелиус

Касториадис, Корнелиус

Философы

11 марта 1922 - 26 декабря 1997

французский философ, экономист и психоаналитик греческого происхождения


Корнелиус Касториадис (фр. Cornelius Castoriadis, греч. , 11 марта 1922, Стамбул, Турция — 26 декабря 1997, Париж, Франция) — французский философ, экономист и психоаналитик греческого происхождения. Один из ведущих теоретиков группы «Социализм или варварство».

Биография

В 15-летнем возрасте во время диктатуры И. Метаксаса вступил в подпольную коммунистическую организацию. Через некоторое время разочаровавшись в Коммунистической партии, вступил в самую левую троцкистскую группу Спироса Стиноса. В 1945 году присоединился к троцкистской группе Интернациональная коммунистическая партия (французская секция IV Интернационала).

Касториадис и Клод Лефор основали ультралевую группу «Социализм или варварство» и публиковали журнал с таким же названием. В условиях Холодной войны и «манихейского» раскола в послевоенной Франции критика официальных левых с левых позиций была обречена на маргинальное положение. После долгих лет изолированного существования группа раскололась, однако её идеи оказали большое влияние на участников событий мая-июня 1968 года, что признавал, например, Даниэль Кон-Бендит. В 1959 внутренний конфликт спровоцировала статья Касториадиса «Революционное движение в условиях современного капитализма». Несмотря на попытки блокировать публикацию, статья появилась в 1960 году. В ней Касториадис утверждал, что проблемы левого движения связаны с самим марксизмом, а старая идея о революционном пролетариате больше не актуальна. Длительный конфликт привел к расформированию группы в 1966 году.

Философия

Наиболее известная работа Касториадиса — «Воображаемое установление общества» (1975), представляющая собой важный этап в развитии современной французской политической философии .

Теоретический синтез

Касториадис начинал свою карьеру как критик с марксистских позиций бюрократической системы в Советском Союзе, однако впоследствии разработал собственную оригинальную философскую концепцию, порвав с марксизмом и в значительной степени с Марксом. Он не вписывался ни в современную ему французскую философию, ни в структурализм, ни в постструктурализм, которые он резко критиковал. Касториадиса в большей мере можно назвать философом, близким к древнегреческой традиции, а предшественниками его скорее были досократики, Платон, Аристотель и стоики, чьи идеи были переработаны с учетом реалий ХХ столетия.

Все творчество Касториадиса сосредоточено вокруг нескольких главных вопросов: как люди могут самоорганизовываться? Как и в каких формах общество самоорганизовывается? Как сообществу граждан удается устанавливать свои собственные законы?

В зрелый период Касториадис осуществляет синтез ряда идей, сближаяфилософию как рефлексивную мысль спрактической жизнью,формулируяеёсвязьсдемократией и проектом индивидуальнойиобщественнойавтономии. Касториодис уходитот «объективныхзаконов» истории и обращаетсякразнымавторам(Маркс,Парсонс,ФрейдиЛеви-Стросс),видоизменяянекоторыеихконцепты.

УМарксазаимствуютсядвеидеи:обществокакдинамичноецелоеисвязьтеориис политическойпрактикой.Приэтомотвергаетсяидеяобъективныхзаконовобщественногоразвития,котораявкрайнейформеможетпривестиктакимвещам,каксталинизм.

Социальные институты и символическое измерение

Общество и история тесно связаны с символическим измерением, хотя и не сводятся к нему. Индивидуальная и коллективная деятельность (труд, потребление, экономическое производство война, любовь, воспитание детей), необходимая для существования общества не есть символическая деятельность, по крайней мере не всегда. Но она невозможна вне символов. Символы существуют прежде всего в языке, а также на другом уровне социального — в институтах.

Касториадис адаптирует парсонсоновскоепонятиеинститута, однакосущественноизменяет его смысл, расширяя функционалисткуютрактовку, чтобы найтисерединумежду случайностьюизакономерностьюпоявленияиразвития институтов.Институтыпредставляют собойвыраженияисторическихпопытоктворчества и несводятсякфункциям, приобретая символическое измерение: только с помощью прояснения их символических значений возможны их создание и изменение. Институты не сводятся к символам, но их существование возможно только в рамках символическом измерения, и они образуютсимволическуюсеть. К таким символическим сетям (или системам) относятся экономика, право, власть, религия и т. д. Роль этих сетей заключается в связывании значений (представлений, распоряжений, предписаний) с символами (означающее) и навязать эту связь всему обществу. При этом невозможно точно зафиксировать границу между символическим и функциональным.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ