Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Касториадис, Корнелиус: биография

Чтобыуйтиотинтерпретациисимволических сетейкакзнаковыхвдухеструктурализма Леви-Стросса,Касториадис вводитсвязку«символическое» — «воображаемое». Таким образом, символыотсылаютнедругкдругу,акобласти воображаемого (данное понятие заимствуется из психоанализа Жака Лакана).

Воображаемое и магма

Воображаемое —этобесконечныйобщественныйпроцесстворчествазначений, то есть символов, форм или образов.

Термин «воображаемое» (фр. imaginaire, англ. imaginary) восходит к латинскому слову imago, которое было переводом греческого phantasia. Касториадис находит истоки понятия у Аристотеля в трактате «О душе». Согласно Касториадису, Аристотель разделял конвенциональное и творческое воображаемое. Широкое распространение получило первая трактовка — как фантазии, воображения, всего, что не сводится к пяти чувствам. Второе понимание совершенно другое. Это элемент, который выходит за рамки и чувств, и разума, а также находится вне оппозиций истинно/ложно и бытие/небытие. По Касториадису, Аристотель признавал его как необходимое условие для деятельности души и понимал, что способность души мыслить (а, значит, разграничивать чувственное и познаваемое) основана на чем-то, что нельзя адекватно помыслить или почувствовать. Эта способность к логическим категоризациям выходит за их рамки, как и за рамки бытия/небытия.

Касториадис критикует Аристотеля за то, что тот не был достаточно последователен и не видел творческой силы воображаемого, а считал (как позднее и Кант), что оно неизменно и статично. Причину такого подхода Касториадис усматривает в том, что и Аристотель, и Кант не выходили за горизонт индивидуального субъекта. Именно поэтому понятие творческого воображаемого было слишком узким, оно по сути сводилось к творчеству в сфере искусства. Касториадис предлагает другое, социально-историческое измерение. Творческая сила воображаемого связана с созданием социальной жизни в её исторических формах. Творчество носит не только психический, но и социально-исторический характер.

Однако первопричинавоображаемого находится внеобществаивнереальности,в «душе»каждогоиндивида.Этапричина— источник воображения — называется«псюхе»иотноситсякдообщественному бессознательномусостояниюиндивида. Понятие «псюхе», или «психической монады», связано с психоанализом и подразумевает принципиальную неполноценность психической жизни индивида, который постоянно находится в поисках «утраченного».

Псюхе бесконечно производит новые воображаемые значения и репрезентации, которые способствуют проявлению самой активной рефлексии индивида. Дляобозначениясвязкимеждусимволическимиинститутамиивоображаемымвводитсяпонятие«социальных воображаемыхзначений»— базовыхзначений,конструирующихто или иное «коллективное воображаемое». Этизначения структурируют идеи, ценности, цели и идентичности, вокруг которых формируется общество. Поскольку эти значения ускользаютотнаблюдения,используетсяметафора«магмы» — творческойэнергии,создающейсоциальныймир.Лакановская идеяопринципиальнойнеудовлетворенности и неполноценности индивидатрансформируетсяв «первопричину» социально-историческоготворчества.Именноэтамагмаисоздаетобществоиисторию.

Однакоотношениямеждуобществом ииндивидомсложныи предполагают наличие власти. Коллективное воображаемое влицесоцальныхинститутовимеет над индивидом крытую (имплицитную) власть и формирует его через осваивание индивидом воображаемых общественныхзначений. Эксплицитная же властьнаправленанасохранениеобществаи находитсявизмеренииполитического.Этоизмерениешире, чем государство,но оно не простирается на всё общество.

Проект автономии

В истории существует два типа обществ — общества гетерономии и общества автономии.

В обществе гетерономии отсутствует рефлексия над собственными нормами, правилами и структурой (например, теократии, монархии, кастовые общества, тоталитарные общества и т. д.) В гетерономном обществе источник законов находится вне социального поля (например, в божественной воле или законах истории), и соответственно, законы могут быть установлены или интерпретированы только выразителями божественной воли или исторической истины. Гетерономное общество есть общество закрытое, поскольку оно не может поставить под вопрос свою социальную организацию. Ригидность и неспособность к изменениям гетерономных обществ приводит к их постоянной закрытости.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ