Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Козельский, Яков Павлович: биография

В июле 1793 года по состоянию здоровья окончательно уволился со службы и уехал из столицы в свои владения, где оставался до конца жизни.

Имел сына Евграфа Козельского и дочь Екатерину.

Творчество и философские взгляды

Кроме научной работы, литературного творчества, перевл и издал на русском языке трагедии английского драматурга XVII века Томаса Отвея «Спасённая Венеция, или Раскрытый заговор» (СПб., 1764).

С марта 1768 г. — участник «Собрания, стараюшегося о переводе иностранных книг», для которого перевл избранные статьи из «Еnсусlореdiе, оu Dісtіоnаіrе гаіsonnе des sсіеnсеs, des arts et des metiers» (рус. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»), опубликовав их в двух томах в 1770 г. Среди них — «Диалектика», «Логика», «Мораль», «Нравоучение», «Политика», «Философия» и др.

В 1764—1766 перевел 6 крупных произведений, четыре из которых — исторические. Причина такой направленности заключается в том, что

«чтение истории приносит людям пользу: она вместо сухих и скучных философских правил исправляет нам разум и уступки живыми и в натуре происходящими примерами»

.

Благодаря Козельскому читатель познакомился с двухтомной «Датской историей» скандинавского просветителя Л. Хольберга, с книгой «Государь и министр» немецкого историка, сторонника просвещенного абсолютизма К.-Ф. Мозера, «Историей славных государей и великих генералов, с рассуждениями о их поступках и делах, собранные И. Шоффиным. Из сочинений Роллена, Кревнера и других», ч. 1-2 (СПб., 1765), где противопоставляются мудрые законодатели и монархи-поработители, и, наконец, с «Историей о переменах, происходящих в Швеции в рассуждении веры и правления», ч. 1 — 2 (СПб., 1764-65) французского историка Г. А. Верта д’Обера.

Я. Козельский сопровождал переводы собственными предисловиями и примечаниями. По его мнению, все беды и несчастья порождены желанием одних людей подчинить своей воле других. Отсюда все насилия и войны, призывал монархов воздерживаться от захватнических войн, которые ничего, кроме горя, не приносят народам. Козельский развенчивал общественное неравенство и говорил о том, что каждый человек должен работать и пользоваться всеми благами жизни. Поэтому, он протестовал против праздности, неумеренности и других излишеств. По поводу политического устройства писал, что «единоличие», кроме как на войне, «весьма бесполезно». Один человек не может неограниченно управлять тысячами, она должна советоваться со «своими товарищами и помощниками».

Среди оригинальных произведений Я. Козельского заметное место принадлежит «Философических предложениям» (1768). Эта работа была написана менее чем за год, когда Козельский работал секретарем 3-го депутатского Сената, куда он поступил 1768 г. Книга состоит из введения и двух основных разделов: теории философии (логики и метафизики) и практической, или морально-назидательной (юриспруденции и политики). В этом произведении Козельский обращался прежде всего к вопросу «прямой добродетели». По его мнению, она заключается в том, чтобы ради благосостояния людей учить их («Просвещение их разум»). Автор высказал оригинальную позицию:

Выполировать народ иначе нельзя, как чрез облегчение его трудностей

. Тем самым Козельский противопоставил общепринятой для просветителей лозунгу «Путь к свободе лежит через просвещение!» диаметрально противоположное: «Свобода — путь к просвещению!». Главную задачу философии Козельский усматривал в нахождении «правил», которые ведут к благосостоянию человеческого существа. Требовал правового ограничения произвола государственной власти. Равенство и бесправие перед лицом абсолютного монарха стремился заменить равенством перед законом. В этомзаключалась суть теории общественного договора. Козельский опирался на французских философов Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеция, Вольтера и показал себя не только знатоком современной ему западно-европейской просветительской литературы, но и глубоким мыслителем с собственной позицией.

Его книги заняли достойное место в библиотеке Киево-Могилянской академии благодаря историку Н. Бантыш-Каменскому.

Литература

  • Коган Ю. Я. Просветитель XVIII в. Я. П. Козельский. М., 1958.
  • Щипанов И. Я. Философия русского просвещения. Вторая половина 18 в. М., 1971.
  • Артемьева Т. В. История метафизики в России 18 в. СПб., 1997.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ