Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Лекторский, Владислав Александрович: биография

Лекторским сделана попытка, используя т. н. коммуникационный подход, пересмотреть ряд традиционных проблем и принципов классической эпистемологии (проблема «Я», «внутреннее» и «внешнее», субъективное переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и др.) Вместе с тем Лекторский выявляет связь проблем эпистемологии с рядом актуальных проблем социологии, философии и культуры: гуманизмом, толерантностью, плюрализмом, критицизмом, дискуссией о рациональности в культуре, взаимосвязью веры и знания, вопросом о типах реальности и видах знания.

Рефлексия

Развил идею взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в разнообразных формах, от «неявного знания» себя до развернутых форм рефлексии над собой и продуктами собственной деятельности (на разных уровнях знания: перцепция, мышление, теоретическое знание). Подверг специальному анализу понятие рефлексии, выделив субъективную (относящуюся к сознанию индивидуального субъекта) и объективную (относящуюся к объективированным формам знания) рефлексию, показал взаимозависимость осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности.

В. А. Лекторским исследована взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе рефлексии над научными теориями, дан анализ сложившейся в классической западноевропейской философии интерпретации рефлексии (рефлексия как полнота знания о субъекте, как «прозрачность» субъекта для самого себя и как экспликация всех предпосылок объективированных форм знания), показана ограниченность подобного понимания и обоснована идея взаимосвязи и взаимопереходов рефлективных и нерефлективных измерений познавательной деятельности.

Рациональность деятельности и науковедение

Выделил ряд исторических типов рациональности, особое внимание уделив типу, связанному с особенностями технологической цивилизации и определившему специфику науки Нового времени и характерные черты западноевропейской философии в последние столетия.

Развитие современного типа рациональности Лекторский связал с изменениями в современном знании — как естественнонаучном, так и социально-гуманитарном. Исследовал изменения взаимоотношений наук о природе и наук о человеке в современный период; показал, что с точки зрения методов и эпистемологических предпосылок (взаимоотношение знания об общем и знания об индивидуальном, объяснения и предсказания, роли теории, возможности или невозможности эксперимента, взаимодействия исследователя и исследуемого объекта и др.) можно говорить о сближении наук того и другого типа.

Проанализировал проблему места рациональности вообще и науки в частности в современной культуре и в этой связи специально исследовал феномен пара-науки, раскрыв способы её функционирования в современном обществе вообще и в современном российском обществе в особенности.

Обосновал роль когнитивного подхода в методологии современных наук о человеке. Изучил условия индивидуальной идентичности и выявил социально-культурные факторы её конституирования, выделил философские основания междисциплинарной проблематики сознания, раскрыл связь традиционной философской проблемы единства сознания с современными исследованиями в области когнитивных наук, психологии и искусственного интеллекта.

Психология и педагогика

Выявил новые формы взаимоотношения сознательных и бессознательных компонентов познавательной деятельности в связи с анализом понимания бессознательных психических процессов в психоанализе и в современной когнитивной науке. Исследовал философские предпосылки психологической теории деятеьности, культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, операционно-генетическую эпистемологию Ж. Пиаже и психоанализ З. Фрейда, выявил их связь с общими эпистемологическими проблемами.

Лекторским рассмотрена теория познания как особый вид рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении эпистемологического образа науки в реальный познавательный процесс и проанализированы разные способы этого включения. Исследовав философские проблемы образования, раскрыл условия воспитания творческого мышления, выявил роль диалога как метода обучения и воспитания личностной рефлексии, проанализировал вопросы, связанные с преподаванием философии в школе.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ