Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ли Тхай-тонг: биография

Вслед за своим отцом император Ли Тхай-тонг продолжал оказывать покровительство буддизму. Так, летопись «Вьет Шы Лыок» упоминает о строительстве в 1030 году 150 буддийских и даосских монастырей. А.Б. Поляков, анализируя данную хронику, полагает, что в этом конкретном случае «упоминание о даосских монастырях могло свидетельствовать о некотором распространении даосизма во Вьетнаме того времени, однако обращает на себя внимание тот факт, что во всей летописи о даосизме упоминается всего два раза, и то в сочетании со словом „буддизм“, „буддийский“, что могло быть просто штампом подобно термину „три религии“. Кроме того, под даосизмом часто подразумевались впоследствии традиционные вьетнамские культы». Также в главе «Вьет Шы Лыок», посвящённой императору Ли Тхай Тонгу, рассказывается о чиновнике-конфуцианце, которому было поручено написать оду, посвящённую чуду, произошедшее в буддийском храме, что позволяет говорить о наличии конфуцианства во Вьетнаме того времени, однако, скорее носивший характер номинального учения с минимум внутреннего содержания, нежели чем истинного конфуцианства.

Сангха продолжала играть при Ли Тхай-тонге очень большую роль, не сводившуюся только к религиозным делам, но являвшаяся также частью политической структуры государства.

Император также играл роль верховного жреца аграрного культа производительных сил Земли и «божества» Неба, отправлявшийся в рамках общины, а в XI веке существовавший на государственном уровне. Этот культ отождествлял благополучие монарха с успехом сельскохозяйственных работ в стране. Ли Тхай Тонг зафиксировал вьетские формы культа предка монарха — предка народа и одновременно покровителя сельского хозяйства, он лично выполнял обряд ритуальной пахоты, не только весной проводил первую борозду, но и лично присутствовал при жатве на тех же священных полях. В 1048 году был воздвигнут храм «Земли и Жатвы» у Южных ворот Тханглонга, где четыре раза в году устраивали богослужение для обеспечения своевременного дождя, большого урожая и т. п. Культ производящих сил природы, отождествляемых с процветанием рода монарха, защищаемого его предками, отправлялся и как праздник обновления природы, и как праздник почитания монарха и его предков. Схожую роль играл и регулярно проводившийся «Водный праздник» с лодочными гонками.

Внешняя политика

Южное направление

Отношения с Чампой во время правления Ли Тхай-тонга продолжали быть напряжёнными. Участие войск Дайковьета, которыми руководил тогда ещё наследный принц Ли Фат Ма, во внутренней борьбе за тямский престол показало относительную слабость южного соседа вьетов, раздираемого борьбой за власть. Многие потерпевшие поражения тямские феодалы отступали на территорию Дайковьета (например, в 1040 году), где они зачастую находили поддержку. Ли Тхай Тонг был не прочь воспользоваться таким положением с целью разгромить своего южного соседа, тем более, что тямские отряды с большой периодичностью грабили южное побережье страны вьетов, один из таких набегов, предпринятых в 1043 году то ли тямскими пиратами, то ли флотом тямского короля, стал предлогом для войны с Тямпой.

В 1043 году Ли Тхай-тонг приказал построить флот из нескольких сот кораблей. Надо помнить, что чамы были искусными моряками и без поддержки внушительного флота военная операция Дайковьета значительно бы осложнилась.

В 1044 году, оставив наместника в столице, Ли Тхай-тонг выступил в поход на Тямпу. Была организована высадка большого десанта рядом со столицей тямов — городом Виджайя, поблизости от которого и произошло сухопутное сражение, в котором встретились армия тямов под руководством короля Джайя Симхавармана II и войска Дайковьета под предводительством Ли Тхай-тонга. тямская армия потерпела поражение и бежала с поля боя. тямский король был убит одним из своих военачальников. Победителям достались 5 тысяч пленных, 30 слонов, а также гарем Джайя Симхавармана. Согласно легенде, одна из наложниц тямского короля по имени Ми Е предпочла сохранить верность бывшему хозяину и утопилась в реке Линян. Впоследствии вьетнамцы чтили её как духа приносящего счастье.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ