Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Оливи, Пётр Иоанн

Оливи, Пётр Иоанн

Философы

Иоанн Оливи – французский теолог, философ, монах-францисканец и интеллектуальный лидер спиритуалов


Петр Иоанн Оливи (Пьер-Жан Олье; лат. - Petrus Joannis Olivi; франц. - Pierre de Jean Olivi; 1248/49, Сериньян - 14 марта 1298, Нарбонна) – французский теолог, философ, монах-францисканец и интеллектуальный лидер спиритуалов.

Биография

Ранние годы

Родился в городе Сериньян в Лангедоке. В двенадцать лет он вошел в состав францисканского ордена. В ордене получил начальное образование под руководством Фра Раймондо Баррави, что был сторонником добровольной бедности монахов. В 1268 г. провинциал ордена отправил Оливи для обучения в Париже, где он слушал Бонавентуру и его ближайших последователей – Гильома де ла Маре, Джона Пеккама и Маттео Акваспарту. Всех их объединяло осторожное отношение к экспансии перипатетичних взглядов. Однако сомнения самого Петра Оливи о его ортодоксальности помешали стать магистром. Примерно в 1270 г. он становится бакалавром и начинает свою преподавательскую деятельность в Монпелье, Нарбонни, Флоренции.

Во главе спиритуалов

Постепенно Петр Оливи обратил на себя внимание многих единомышленников и последователей. Он возглавил движение спиритуалов, выступали за строгое соблюдение бедности монахами. Его известность вышла за пределы Нарбонну, и генерал ордена Жером д'Асколи (будущий папа Николай IV) в середине 70-х годов собрал в Монпелье комиссию, которая рассматривала отдельные мнения спиритуалов. Д'Асколи приказал Петру собственноручно сжечь собственное произведение «Вопрос о Деве Марии», где мятежный монах открыто выступал против постепенного утвержденному на Западе учение о Непорочном Зачатии Девы Марии.Сожжение этих работ самим автором на требование д'Асколи происходило не за еретические мысли, а с целью испытать покорность монаха.

Францисканские спиритуали в это время еще почти не чувствовали притеснений извне, но внутри самого ордена наметилось серьезное противостояние между радикальными и более умеренными сторонниками добровольной бедности, что постепенно переросло в длительный и открытый конфликт. Его обострение, очевидно, было связано с периодом подготовки папской буллы Exiit qui seminat от 14 августа 1279 г., когда Петру Оливи поручили составить трактат о личную и общественную добровольную бедность, ссылаясь на правила св. Франциска Ассизского.

Осуждение взглядов и ссылки

В 1282 г. на генеральном капитуле ордена в Страсбург было решено детально разобраться в теоретических основах реформирования монашеской жизни, а также по примеру доминиканцев упорядочить систему преподавания в школах и с этой целью пересмотреть все имеющиеся у членов ордена произведения. Руководитель на то время Прованским провинцией ордена Арно де Рокфейль, против которого Оливе перед тем написал произведение «Изобличение СТР. положений брата Арно», требовал, чтобы Петр Иоанн предоставил для изучения не только все свои завершенные работы, но и черновики.

Чтобы разобраться в конфликте, генерал ордена Бонаграция в 1283 г. собрал комиссию из четырех парижских магистров и трех бакалавров, которой поручил рассмотреть взгляды Оливи. Ученые составили «Письмо с семью печатями», где двадцати двум нечетким высказыванием Оливе протипоставили соответствующие ортодоксальные формулировки, а также «Свиток», что осуждал тридцать четыре других его положение. Названные документы было решено прочитать во всех монастырях Прованской провинции ордена.

Для рассмотрения решений ученых в Авиньоне бул собран Провинциальный капитул, где от Оливи требовали отречься от ложных взглядов, что он сделал с некоторыми оговорками и просил предоставить ему возможность объяснить все парижским ученым. Ему, однако, отказали и отправили в монастырь в Немые, оставив его всех книг, а также компрометирующих произведений. Таким образом, в 1283 г. Петр Иоанн Оливи был осужден и оставил свою преподавательскую деятельность.

Через два года Оливе удалось получить копии собственных произведений, и не позднее 12 мая 1285 г. он написал свою «Апологию». Теперь его давний противник Арно де Рокфейль на генеральном капитуле, проходившем в том же году в Милан, обвинил Оливе в том, что он является «руководителем секты бесполезно верующих, которая оказывает раскол и вводит в заблуждение». Капитул определил изъять из оборота все произведения Петра Оливи и не пользоваться ими до решения генерала ордена.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ