Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Оливи, Пётр Иоанн: биография

На церковном соборе в Вьенни (булла «Fidei catholicae fundamento» от 6 мая 1312 г.) папа Климент V осудил положения доктрины Свободного духа Петра Оливи, в частности самые опасные для церкви тезиса - отрицание таинства крещения детей и таинства брака.

Философские взгляды

О механизме познания Петр Оливи писал следующее: «В интеллекте нет ничего, что сначала не было бы в чувствах». Официальные критики Оливе очень негативно выступали против этого тезиса, потому что она подрывала одно из главных положений августинианства о божественное озарение (илюминизм) как способ познания истины. Оливи утверждает, что каждый акт познания имеет свои корни в ощущения и является его продолжением. Тем самым он подчеркивает роль опыта в познавательном процессе. Таким образом, переход от чувственного познания к рациональному или, как писал Оливе, от ощущения к интеллекта возможен только благодаря одухотворенности мысли, которую приобретает действующий интеллект. Различие между двумя уровнями познания определяется тем, что ощущения являются познанием единичной вещи, а интеллект – познанием общего. Человеческое познание – переход от потенциальной возможности к действию, где объект играет роль действующей причинам. Оливи подчеркивает, что познавательный акт зависит только от активности нашего интеллекта и осуществляется сквозь отражение объекта, что познается, в субъекте, что познает.

Проблему универсалий философ рассматривал в контексте идей концептуализма. Он поддерживал положение, что «универсалии владеют любой всеобщим охватом только в интеллекте, и соответственно к нему. Основа содержится в вещи, но она дополняется в нашем интеллекте».

С онтологической точки зрения все разумные души уровне; в этическом отношении приходится говорить о разнообразные уровни субстанциального совершенства согласно с природой индивидуума. Решение этой проблемы схоластика находила в бл. Августина о различиях двух видов количества, а именно количества материи и количества силы или совершенства, отождествляя их с экстенсивной и интенсивной величинами. Петр Оливи принадлежал к числу мыслителей, которые считали, что такое сравнение оправдано. Хотя один человек не в большей мере человек, чем другой, но она может обладать истиной и сутью человеческого рода больше, чем другая. Так же, как и формирующая сила отборного зерна сильнее и благородная, чем плохого. Поэтому в пределах одного вида возможен разный степень принадлежности индивидуальных субстанций к качеств и сил этого вида.

Петр Иоанн Оливи своей творческой деятельностью решительно повлиял на дальнейшее развитие схоластики (Дунс Скот, Петр Ауреоли, Уильям Оккам).

Природоведческие знания

В области природоведческих знаний Оливи (еще до Жана Буридана и других представителей Парижской школы) поддерживал выдвинутую в VI вв. Иоанном Филопоном теорию импульс или приобретенной силы (impulsus) как особого качества, что передается метальному прибора его первоначальной движущей силой.

Оливи высмеивал тех философов, которые говорили, что простор стал бы пустым в том случае, если бы мир начал исчезать. Он утверждал, что пространство неотъемлемый от Вселенной и его составных частей. Хотя Оливе связывал многообразие мира с деятельностью Бога, однако он старался подчеркнуть бесконечность материи (вещества), материальной основы окружающего мира.

Теория гравитации у Петра Оливи отражает неоплатонические воздействия. Подобно Годфруа де Фонтена он утверждает, что тяжесть и легкость появляются без посредничества субстанциальной формы.

Интересные наблюдения сделал Оливе в вопросе силы тяжести. Он писал об этом следующее: «Наиболее вероятно, что это не центр притягивает земную массу, потому что скорее она сама движется к центру благодаря силе тяжести, которая существует сама по себе». Далее философ противопоставляет свои взгляды мыслям Аристотеля: «Магнит притягивает железо, что расположено на расстоянии, но не воздух, что находится среди них».

Философско-исторические концепции

Взгляды на историю человечества и церкви определялись отношением к современного ему общества, католической церкви и политических событий. Основным источником этих взглядов Оливи является «Постилла к Апокалипсису», а также обвинения против нее, составленное комиссией теологов. В своей интерпретации Апокалипсиса Петр Оливи пользуется комментариями известного мистического писателя XII века. Ришара Сен-Викторского, особенно во время характеристики первых пяти исторических эпох.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ