Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Рорбах, Пауль

Рорбах, Пауль

Литературоведы

29 июня 1869 - 20 июля 1956

немецкий публицист, интеллектуал, политик, историк и путешественник


Пауль Рорбах (29 июня 1869 — 20 июля 1956) — немецкий публицист, интеллектуал, политик, историк и путешественник. Наиболее влиятельный автор национал-консервативной мысли в Германии первой трети XX века.

Биография

Ранние годы

Рорбах родился в курляндском имении Ирген (ныне мыза Йерас) в семье местного помещика Фридриха Альберта Рорбаха и его жены Эмилии Когге. Дед отца, Юстус Вильгельм Рорбах, переселился в Прибалтику из ландграфства Гессен-Дармштадт в 1764 г. В семье, помимо Пауля, также было еще двое детей. Дядя (брат матери), Альберт Кристиан Теодор Когге, был крупным предпринимателем в Москве и Петербурге.

В 1883-1886 гг. посещал знаменитую Курляндскую губернскую гимназию в Митаве, основанную в 1775 г. герцогом Петром Бироном как Петровская академия (Academia Petrina). Получил аттестат зрелости 17 декабря 1886 г. Переехав в Москву к дяде, хотел подать заявление на обучение в Московском университете, но опоздал по срокам и поступил в Дерптский университет.

В 1887-1890 гг. изучал историю в Дерпте, где стал членом студенческой корпорации Neobaltia, затем в 1890-1897 гг. философию, географию и экономику в Берлине и теологию в Страсбурге. Среди учителей Рорбаха в Берлине были Ганс Дельбрюк, привлекший Рорбаха к сотрудничеству в своем журнале Прусский ежегодник, и Адольф фон Гарнак, оказавшие на него значительное влияние. В 1894 г. Рорбах получил германское гражданство.

Доктор философии (тема диссертации — "Александрийские патриархи как крупная сила в церковно-политическом развитии Востока", Берлин, 1891), лиценциат теологии (тема диссертации — "Сведения о Воскресении Иисуса", Страсбург, 1898).

Начало карьеры

Оказавшись в Германии, Рорбах активно включился в общественную жизнь страны. Его профессиональные, научные и духовные интересы лежали на стыке самых разных дискурсов в рамках консервативного направления.

Являясь в 1897-1901 гг. секретарем Евангелическо-социального конгресса в Берлине, Рорбах, как пишет его биограф Вальтер Могк, предложил отойти от чисто исторического понимания христианства к пониманию его же с "социально- и мирополитических позиций", что выразилось в христианско-социалистической платформе, на которую встал Рорбах. В 1900 г. в своей программной статье "Увеличивающаяся Германия в морали и политике" Рорбах высказался за новую концепцию германской мирополитки, основывающейся на протестантской этике и оправданной с её точки зрения, где требования о расширении сфер влияния Германии сплавлялись с её социальной и культурной миссией. Разногласия с учителем Адольфом фон Гарнаком (президентом Евангелическо-социального конгресса в 1903-1912 гг.) привели к концу теологической карьеры Рорбаха.

Перейдя после этого к политической деятельности, Рорбах, выросший в Прибалтике и, по мнению американского историка, профессора Троя Пэддока, не понаслышке знакомый с русификаторской политикой имперского правительства в отношении национальных окраин, со временем пришел к мысли о превосходстве германской культуры и необходимость её распространения, а также об особом предназначении Германии. В этих мыслях Рорбаха укрепило поражение России в войне с Японией, которое, по его словам, "банкротство политики европеизации в России". С какого-то момента Рорбах начал позиционировать себя как эксперта по "империалистической внешней политике" и в 1901-1903 гг. редактировал еженедельник национал-социального направления Время.

Дабы осуществить свои идеи на практике, Рорбах отправился в африканские колонии Германии и с 1903 по 1906 гг. занимал должность председателя Государственной поселенческой комиссии при губернаторе Германской Юго-Западной Африки в Виндхуке. В 1904 г. выступил с критикой геноцида племён гереро и нама в ходе начавшегося восстания.

Возвратившись в метрополию, в 1907-1919 гг. Рорбах преподавал (в качестве доцента колониальной экономики) в Высшей школе торговли в Берлине. В это время появилась его программная работа "Германский образ мыслей в мире" (1912), в которой Рорбах указывал на единение национального с социальным как на важнейший фактор для Германии в упрочении своих позиций.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ