Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Смирнов, Василий Сергеевич (художник)

Смирнов, Василий Сергеевич (художник)

Живопись

24 августа 1858 - 29 декабря 1890

русский художник-академист, писавший в основном на античные сюжеты


Василий Сергеевич Смирнов (1858—1890) — русский художник-академист, писавший в основном на античные сюжеты. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств в Петербурге, был удостоен 4-летней пенсионерской поездки в Италию. За полотно «Смерть Нерона» ему в 1888 году было присуждено звание академика живописи, однако кончина в 32-летнем возрасте помешала раскрытию его таланта. Немногочисленные работы хранятся в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Несмотря на формальное тяготение к академической тематике, традиционные темы В. Смирнов решал новаторскими методами, что отражалось в его живописной технике и используемых художественных приёмах.

Становление

Василий Сергеевич Смирнов родился 12 (24) августа 1858 года в Москве в семействе потомственного дворянина — камергера императорского двора и предводителя дворянства Клинского уезда, в котором находилось родовое имение. Жила семья в собственном доме на Пречистенке, в Троицком переулке. Образование Василий Смирнов получил в 5-й классической гимназии; на выбор профессии оказал влияние художник В. Г. Перов, по-видимому, друживший с семьёй Смирновых. Не окончив гимназии, 17-летний Василий поступил в 1875 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Обучаясь по классу Перова, В. Смирнов усвоил важность и предпочтительность сюжета в живописи, что стало одной из отличительных особенностей его собственного искусства. В училище он был удостоен малых серебряных медалей за рисунок и этюд с натуры, участвовал в Первой ученической выставке МУЖВЗ 1878—1879 годов.

В сентябре 1878 года В. Смирнов — «академист Московского училища» — был зачислен в Академию художеств, сохранив, однако, связи с Москвой. Он экспонировал свои работы на Второй и Третьей ученических выставках; хотя его живопись этого периода не сохранилась, некоторые графические и живописные произведения упоминаются в опубликованных каталогах Третьей выставки. Только в 1950-е годы в частном собрании был обнаружен этюд Смирнова «Крестьянин с посохом».

В Петербурге Василий Смирнов обучался в мастерской Петра Шамшина; также он работал в академических классах Павла Чистякова, но не вошёл в число его ближайших учеников. За свои успехи он в 1880 году получил большие серебряные медали за этюд и рисунок с натуры, в 1882 году получил малую золотую медаль за программу «Возвращение блудного сына в дом родительский». Вместе с тем в Петербурге обнаружились серьёзные проблемы со здоровьем художника: в 1882 году он получил отпуск из Академии в связи с «хроническим катаром лёгких».

В 1883 году Смирнов был допущен к конкурсу на соискание большой золотой медали, дававшей классное звание и право на пенсионерскую поездку за границу. За программу «Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя» он удостоился высшей награды, классного звания 1-й степени и права на пенсионерскую поездку в Европу на 4 года за счёт Академии. Дипломная работа Смирнова получила одобрение И. Е. Репина.

Пенсионерская поездка

В. Смирнов выехал в Италию через Вену — обычным для пенсионеров Академии путём. Посетив Падую, Болонью, Венецию и Флоренцию, к маю 1884 года художник обосновался в Риме. С наступлением сильной жары он предпочёл перебраться в Турин, побывав с друзьями на промышленно-художественной выставке, а оттуда совершил поездку на Парижский Салон, познакомившись с творчеством Месонье и Мункачи. Из Парижа он отправился в Лондон; после Англии посетил музеи и художественные центры Нидерландов, Германии и Чехии. Вернувшись осенью в Италию, Смирнов поселился вместе с пенсионером Академии Василием Савинским, приехавшим в Рим годом ранее. Савинский — ученик Чистякова — работал под его прямым руководством, получая подробные письма-инструкции; есть основания полагать, что наставничество оказывало существенное влияние на становление Смирнова. Во всяком случае, в переписке Чистякова и Савинского постоянно упоминался Смирнов, Павел Петрович интересовался и его творческими планами.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ