Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Смирнов, Василий Сергеевич (художник): биография

Летом 1885 года Смирнов работал на помпейских раскопках, написав множество этюдов. Именно тогда начался творческий перелом, приведший к интересам в области античных сюжетов. Смирнов в тот период обдумывал сюжет «Апостолы Пётр и Иоанн у гроба Господня», однако в начале 1886 года бросил начатую работу по совету академика Валерия Якоби, приезжавшего в Рим проинспектировать работы молодых художников. Для отчёта о двухлетнем пребывании в Италии Смирнов представил 19 работ, преимущественно — этюдов на классические темы. Тогда же в переписке впервые упоминается замысел картины о смерти императора Нерона, работа над которой продлилась около двух лет.

В 1887 году Смирнов окончил полотно «Торжество Поппеи над Октавией», сюжет которого также был связан с биографией Нерона: на ней изображён тот момент, когда Поппея Сабина, вторая жена Нерона, получает в подарок голову его первой жены — Клавдии Октавии. Это была отчётная работа за третий год пенсионерской поездки. Академическое начальство, в общем, одобрило работу, хотя П. П. Чистяков отметил, что «лица… написаны грубовато». Картина не была приобретена академическим начальством и на два года была направлена в передвижную выставку по провинциальным русским городам. Местонахождение её в настоящее время неизвестно.

Последующая работа и кончина

Летом 1887 года Смирнов прервал своё пребывание в Италии и на некоторое время вернулся в Россию, предположительно, из-за смерти отца. В остальное время он вёл обычную жизнь римского пенсионера, глубоко работая с римскими древностями, но не пренебрегая современным ему искусством; особый интерес вызывали у него испанские художники, работавшие в Италии.

Итоговой работой по пенсионерской поездке стала «Смерть Нерона», окончательно отделанная к 1888 году. Полотно было отправлено в Петербург осенью; 31 октября 1888 года Совет Академии художеств присвоил Смирнову звание академика. После этого картина была выставлена на Академической выставке 1889 года, удостоена наград и отличий и приобретена императором Александром III.

В январе 1889 года Василий Смирнов получил должность сверхштатного адъюнкт-профессора при рисовальных классах Академии художеств, но в октябре того же года из-за развивающейся чахотки он был вынужден вернуться в Италию. У него ещё оставались силы, чтобы в течение 1889 года работать в Помпеях над этюдами. В последний год своей жизни он начал работу над картиной «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», первый этюд к которой написал ещё в 1884 году. Между тем вылечиться в итальянском климате не удалось. Находясь в тяжёлом состоянии, 32-летний художник решил вернуться в родовое поместье, но 17 (29) декабря 1890 года скончался в пути между станциями Кубинка и Голицыно в вагоне поезда.

После кончины Василия Смирнова душеприказчиком стал его брат С. С. Смирнов, который продал «Утренний выход византийской императрицы» П. М. Третьякову. В рамках академической выставки 1891 года была устроена персональная экспозиция, на которой было представлено около 50 работ, включая этюды и незаконченный «Утренний выход».

Характеристика живописи

Превращение Смирнова в самостоятельного художника произошло во время пенсионерской поездки в Италию, за четыре года которой он выполнил две большие картины и несколько десятков эскизов и этюдов. Согласно Н. Н. Мамонтовой, особая роль принадлежит помпейским этюдам 1885—1887 годов, которые свидетельствуют о становлении художника и роли пленэра в его работе. Именно в этих этюдах можно определить, когда и как Смирнов обратился к методам пастозного письма — когда рельефная фактура в освещённых участках полотна сменяется прозрачным письмом в затенённых фрагментах.

Смирнов, бдучи представителем академизма, шёл по пути усвоения монументальных форм своих предшественников, но его художественное мышление развивалось по-другому, что обусловливалось интересом и знакомством с новейшими художественными тенденциями. По мнению Н. Мамонтовой, «художник словно колеблется в выборе между импрессионистическими тяготениями, воплощаемыми в этюде, и декоративно-символистскими — в картине». Примером декоративно-символистского художественного решения являлась самая значительная работа Смирнова — «Смерть Нерона». В последней трети XIX века античные сюжеты, посвящённые борьбе христианства и язычества, чаще всего решались в русле «модной» (термин Е. Нестеровой) антитезы «Христос и Антихрист». У русских передвижников превалировала тема Христа, тогда как представители академического направления обращались к теме Антихриста, выраженного в образе Нерона. По мнению Е. Нестеровой, при написании «Смерти Нерона» Смирнов в первую очередь основывался на книге Ренана, а не на античных источниках. Создавая картину, художник отказался от многочисленных бытовых подробностей, что было нормой для современников, и сосредоточился на финале драмы. «Широкоформатная» композиция, сдвинутая вправо, была построена в первую очередь на ракурсах и больших цветовых плоскостях. Метафора жизни и смерти была «ритмически срежиссирована» из сочетания движения и покоя, пересечения горизонтальных и вертикальных линий под разными углами. Обозреватели выставки 1889 года восприняли картину как «непомерно увеличенную» версию сюжета западноевропейского академиста Альма-Тадемы, действующую на публику главным образом «своим кровавым трагизмом».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ