Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Фельтен, Юрий Матвеевич: биография

В феврале 1761 года Юрий Матвеевич женился на дочери хирурга конной гвардии Христиана Паульсена Анне. Однако семейная жизнь складывалась неудачно: один за другим умерли два сына и дочь, а в июне 1774 года, в возрасте тридцати двух лет, умерла жена. В 1773—1784 годах Фельтен занимал участок на набережной реки Мойки. В середине XVIII века здесь находился деревянный дом Паульсена. В 1773 году этот дом был продан архитектору, который вскоре вместо него построил трёхэтажный каменный особняк, где сам и поселился. С 1810 года участок принадлежит Певческой капелле. Леонтий Бенуа при постройке здания Певческой капеллы в 1886—1889 гг. использовал фундаменты и часть стен дома Фельтена.

Было у Фельтена и собственное имение — мыза Ааспере (эст. Aaspere mis) — которой он владел с 1785 по 1796 годы. Согласно формулярному списку за 1793 год, в деревне Катентак — немецкое название мызы Ааспере вблизи Везенберга (эст. Раквере) — за Фельтеном числилось крестьян 350 душ.

Невозможность продолжать творческую работу заставили стареющего Фельтена сосредоточить всё своё внимание на Академии. Умер архитектор Юрий Матвеевич Фельтен 14 июня 1801 года.

Канцелярия от строений и градостроительная деятельность

После отъезда Растрелли в 1760-х годах Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений. Именно в это время у Екатерины II рождаются грандиозные честолюбивые замыслы обновления столицы и загородных резиденций. На передний план стали выдвигаться задачи градостроительного порядка, учреждается Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы.

В числе первых мер по преобразованию Петербурга была замена деревянной набережной Невы каменным парапетом с лестницами-пристанями. Определяющая роль в осуществлении этого замысла принадлежала Фельтену. Трудоёмкие работы по сооружению гранитной набережной продолжались до 1780 года. Зыбкая почва укреплялась свайною бойкою, местами делалась подсыпка земли. Лестницы-причалы предполагалось сделать прямыми уступами, однако в окончательном варианте они приобрели овальные очертания. Тогда же у старого Зимнего дворца над канавкой соорудили каменный «мост со сводом и балюстрадом». Мост через Фонтанку задуман был каменным только у берегов, а в середине деревянным, с подъёмным устройством, но ради прочности его соорудили «весь каменный со сводами», тот самый, который сохранился до наших дней.

В 1773 году Фельтен по поручению двора переделывает «Глазовский дом», а уже 20 декабря 1778 года императрица велит преобразовать площадь «против императорского Зимнего дворца, между восточным углом Адмиралтейства и Миллионною улицею». В 1779 году Академия художеств объявляет конкурс на застройку площади. По итогам конкурса предпочтение было отдано модели «с порталом дорического ордера и антаблементом ордера коринфского… по открытии записки, приобщённой при упомянутой модели», сочинителем её оказался архитектор Фельтен. Предложение Фельтена фактически явилось типовым проектом по застройке площади, согласно плану реконструкции, разработанному Алексеем Квасовым ещё в 1765 году. Фельтеновские здания выстраивались по условной дуге, которую в дальнейшем сохранит и К. Росси, возводя Главный штаб (здание Росси поглотит фельтеновские постройки, но сохранит их масштабность и ритмичность всех повторяющихся элементов).

Важное градостроительное значение имело участие зодчего в благоустройстве Сенатской площади и установке памятника Петру I работы скульптора Фальконе. Фельтен победил в конкурсе Академии художеств 1768 года, целью которого было уточнение местоположения памятника и всех деталей. Фельтен выполнил план площади с обозначением контуров постамента и проект гранитной набережной. Спуски-пристани решены в тех же формах, что и остальные уже построенные, но ради большей парадности здесь на парапете сделаны скульптурные акценты. В 1770 году на выставке в Академии, наряду с архитекторами Валлен-Деламотом и Старовым, «…Фельтен предствил для смотрения всенародного свой труд — проект месту статуи Петра Великого…». Скорее всего,Фельтен также был непосредственным наблюдателем перевозки Гром-камня и запечатлел с натуры основные моменты происходившего (на основе именно этих рисунков созданы офорты Якова ван де Шлея), тем более, в силу своих административных обязанностей, он должен был присутствовать на месте работ. В начале 1773 года Фельтен был назначен в помощь к Фальконе. Архитектор, умевший ладить с Бецким, мог для пользы дела улаживать портившиеся отношения между скульптором и президентом Академии художеств. После отъезда Фальконе на родину в 1778 году Фельтен осуществляет общее руководство по завершению памятника.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ