Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Фельтен, Юрий Матвеевич: биография

На территории южнее Большого Эрмитажа, параллельно Малому Эрмитажу в период с 1764 по 1766 годы Фельтен возводит корпус Конюшен, Манеж с надстройкой «жуидепома» и флигель, выходящий фасадом на Миллионную улицу. Интерьер Манежа был отделан с большой роскошью.

В 1767 году Фельтен участвовал в конкурсе на проект «Тронного зала» в Зимнем дворце, отделку которого не успел осуществить Растрелли. Тогда же была изготовлена и модель, которую подверг критике Валлен-Деламот. В новом вкусе, как того требовал двор Екатерины II, Фельтен оформил залы в Петергофском дворце: Чесменский, Тронный и Белую столовую. Там же архитектор перерабатывает и другие растреллиевские интерьеры: Куропаточная гостиная, Диванная, Коронная.

В Царском Селе Фельтен возводит Зубовский корпус — флигель Екатерининского дворца. А на седьмой версте дороги в Царское село в 1774 — 1777 годах был построен путевой увеселительный дворец в ложноготическом стиле — Чесменский дворец.

Архитектура малых форм

Большой комплекс разного рода работ выполнял Фельтен в императорских резиденциях под Петербургом, в том числе в Петергофе: он в 1769 году совместно с С. Волковым и П. Патоном участвует в капитальном ремонте Грота. Знание инженерно-строительного дела помогло зодчему в работе с фонтанами Нижнего и Верхнего парков. По чертежам Фельтена вблизи Монплезира была устроена купальня и новый облик фонтана, известный теперь как фонтан «Солнце».

В собрании Государственного Эрмитажа хранится садовая серия — девятнадцать разнообразных сюжетов, составляющих парковую сюиту, относящиеся к декоративным затеям Царского Села. Значительное место в серии, выполненной в конце 1760-х годов, занимают изображения, выполненные по мотивам китайского искусства. Мостики и беседки вписывались в пейзаж как декоративные элементы, привлекавшие внимание силуэтом и причудливостью форм. Скрипучая беседка — наиболее известное произведение Фельтена в «китайских» формах. Зодчий пробует себя также и в других стилевых направлениях, создавая романтические образы парковых сооружений: Башня-руина возведена по повелению императрицы Екатерины II в 1771—1773 году в честь побед в русско-турецкой войне. Памятник был задуман как фрагмент турецкой крепости, состоящей из гигантской башни и части крепостной стены с системой оборонных устройств. В качестве источника идей архитектор широко использовал увражи: образцом для создания Готических ворот послужило изображение из английского гравированного альбома 1759 года.

В связи с устройством Дворцовой набережной архитектор проектирует и строит гранитные парапеты и лестницы-причалы, возводит со стороны Невы знаменитую решётку Летнего сада (1770—1784 годы). Ажурные кованые створки ворот позволяли видеть с набережной фонтаны на главной аллее и далёкие перспективы сада. Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии и мастерски превращённые каменотёсами в колонны.

Производственные здания

По проекту Фельтена в 1777—1778 годах возводилась Гранильная мельница в Петергофе. А в 1787—1789 годы — Бумажная фабрика в Ропше для И. Л. Лазарева. Ещё в сентябре 1786 года крестьяне Иван Кузьмин, Григорий Тиханов, Осип Кузьмин «с товарищи» подрядились выполнить в будущем сезоне все земляные, каменные и штукатурные работы по новому зданию фабрики, «…как показано будет». Разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание Бумажной фабрики восстановлено. Обширные водоёмы и сама постройка нашли новое хозяйственное применение (была устроена Опытная рыбная станция). Главный фасад здания, перестроенного в XIX, XX веках, решён в приёмах, характерных для Юрия Фельтена.

Перечень работ

Сохранился формулярный список архитектора, своего рода анкета, в котором Фельтен описывает своё продвижение по службе. Перечислены работы Фельтена также и в книге И.-Г. Георги.

в Петербурге

  • 1763—1770 — Эрмитажный мост, 1-й Зимний мост, Дворцовая набережная и ограда Летнего сада
  • 1760-е — Дом Мятлевых на Исаакиевской площади (авторство не доказано)
  • 1764—1766 — Малый Эрмитаж (Южный павильон), галереи и висячий сад (завершён в 1773 г.)
  • 1765—1775 — Училище для мещанских девиц при Смольном
  • 1768—1771 — Лютеранская церковь Святой Екатерины на Большом пр. В. О., 1
  • 1771—1776 — Армянская церковь Св. Екатерины и дом общины на Невском пр., 42
  • 1771—1787 — Большой Эрмитаж и переходная арка-галерея над Зимней канавкой
  • 1774—1777 — Чесменский дворец
  • 1775—1779 — Лютеранская церковь Святой Анны на Кирочной ул., 8
  • 1776—1778 — Иоанновская церковь на Каменном острове
  • 1776—1780 — Каменноостровский дворец
  • 1777—1780 — Чесменская церковь
  • 1770—1780 — по проекту архитектора был возведён ряд зданий вдоль южной границы Дворцовой площади, их расположение послужило прообразом формы здания Главного Штаба
  • 1784—1787 — Дом Бецкого
  • 1778—1780 — Здание Воспитательного дома и Ломбарда по Миллионной ул., 2 (вошли в здание Казарм Павловского полка)
  • 1791—1793 — Церковь Святого Воскресения в Смоленском армянском кладбище (?)
  • 1770-е — Особняк А. Л. Нарышкина на Английской наб., 10 (?)
  • 1768—1771 — Дом Чичерина (?)
  • 1800-е — Дом Лебедева на Фонтанке, 87

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ